Проект "Путешествуй и играй, познавай любимый край!"
МБДОУ Детский сад №8 «Аленушка»
Старший воспитатель: Качалкова Н.П.
Воспитатель: Клюкина Н.А.
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Актуальность темы
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
1. Посещение Районного краеведческого музея, музея КНЗ.
2. Художественно-продуктивная деятельность (рисование, конструирование).
3. Сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом.
4. Составление творческих рассказов совместно с родителями.
5. Чтение стихов о родном городе.
6. Целевые прогулки к достопримечательностям города.
Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
• Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
• Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-климатическим своеобразием Зауралья;
• Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
• дети 6-7 лет (подготовительная группа)
• родители
• воспитатели
Сроки реализации: 1 год
Принципы построения педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом
• принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений; сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
• принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, видеть в ребёнке полноправного партнера);
• принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка с учетом накопленного им опыта);
• принцип интегративности (сотрудничество с семьёй и социумом).
Прогнозируемый результат:
Дети:
• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
• Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
• Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод)
• Нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края
Воспитатели:
• Разработка конспектов занятий
• Практический материал по всем видам детской деятельности
• Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
Родители:
• Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
• Активное участие в конкурсах, выставках
• Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Старший воспитатель:
• Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
• Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Катайска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта:
I этап - подготовительный, включает в себя:
• Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
• Составление перспективного плана работы по ознакомлению с родным городом.
II этап - основной, включает в себя:
1. Разработка конспектов занятий.
2. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
3. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
4. Экскурсии по городу.
5. Посещение учреждений города (библиотек, музеев и т.д.)
6. Пополнение развивающей среды.
7. Выставки детских работ, семейных коллекций.
8. Изготовление практического материала (дидактических игр, макетов).
9. Пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами.
10. Сбор и оформление наглядного материала.
11. Установление взаимосвязи с учреждениями города.
III этап - итоговый, включает в себя:
• Итоговое диагностирование детей.
• Оформление материалов.
• Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете.
Обеспечение проекта:
- Уголки патриотического воспитания в группах.
- Макеты
- Картины
- Альбомы, иллюстрации
- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
- Карты
- Исторические документы, фотографии.
- Методическая, краеведческая, художественная литература.
- Буклеты, наборы открыток.
Формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
Познавательное развитие
• экскурсии по городу
• непосредственная образовательная деятельность
• составление генеалогического древа семьи
Конструирование
• изготовление макетов
Развитие речи
• составление творческих рассказов
• беседы с детьми
Ознакомление с художественной литературой
• знакомство с творчеством поэтов города Катайска
Музыка
• Непосредственная образовательная деятельность
• Праздники и развлечения
• Самостоятельная музыкальная деятельность
Формы и методы работы с родителями:
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
3. Изготовление семейных альбомов
4. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта
Литература:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
5. Книга: «Катайск. Наши времена»
Приложение 1. Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы на 2013-2014 учебный год 2014-02-14 48.5 Kb Скачать | |
Приложение 2. Диагностика. Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет2014-02-14 57.5 Kb Скачать |