Проект "Путешествуй и играй, познавай любимый край!"

МБДОУ Детский сад №8 «Аленушка»
Старший воспитатель: Качалкова Н.П.
Воспитатель: Клюкина Н.А.


«Родина для человека – самое дорогое и священное, 
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Актуальность темы
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
1. Посещение Районного краеведческого музея, музея КНЗ.
2. Художественно-продуктивная деятельность (рисование, конструирование). 
3. Сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом. 
4. Составление творческих рассказов совместно с родителями. 
5. Чтение стихов о родном городе.
6. Целевые прогулки к достопримечательностям города.

Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-климатическим своеобразием Зауралья;
Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта
дети 6-7 лет (подготовительная группа)
родители
воспитатели

Сроки реализации: 1 год

Принципы построения педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом
принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений; сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, видеть в ребёнке полноправного партнера);
принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка с учетом накопленного им опыта);
принцип интегративности (сотрудничество с семьёй и социумом).

Прогнозируемый результат:
Дети:
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод)
Нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края
Воспитатели:
Разработка конспектов занятий
Практический материал по всем видам детской деятельности 
Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
Родители:
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. 
Активное участие в конкурсах, выставках 
Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Старший воспитатель:
Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Катайска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.


Реализация проекта:

I этап - подготовительный, включает в себя:
Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
Составление перспективного плана работы по ознакомлению с родным городом.

II этап - основной, включает в себя: 
1. Разработка конспектов занятий.
2. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
3. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
4. Экскурсии по городу. 
5. Посещение учреждений города (библиотек, музеев и т.д.)
6. Пополнение развивающей среды.
7. Выставки детских работ, семейных коллекций.
8. Изготовление практического материала (дидактических игр, макетов).
9. Пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами. 
10. Сбор и оформление наглядного материала.
11. Установление взаимосвязи с учреждениями города.

III этап - итоговый, включает в себя:
Итоговое диагностирование детей.
Оформление материалов.
Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете.

Обеспечение проекта:
- Уголки патриотического воспитания в группах.
- Макеты
- Картины
- Альбомы, иллюстрации
- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
- Карты
- Исторические документы, фотографии.
- Методическая, краеведческая, художественная литература.
- Буклеты, наборы открыток. 

Формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность
дидактические игры 
сюжетно-ролевые игры
Познавательное развитие
экскурсии по городу
непосредственная образовательная деятельность
составление генеалогического древа семьи
Конструирование
изготовление макетов 
Развитие речи
составление творческих рассказов 
беседы с детьми
Ознакомление с художественной литературой
знакомство с творчеством поэтов города Катайска 
Музыка
Непосредственная образовательная деятельность
Праздники и развлечения
Самостоятельная музыкальная деятельность

Формы и методы работы с родителями:
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
3. Изготовление семейных альбомов
4. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта

Литература:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
5. Книга: «Катайск. Наши времена»




Приложение 1. Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы на 2013-2014 учебный год
2014-02-14
48.5 Kb
Скачать



Приложение 2. Диагностика. Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет2014-02-14
57.5 Kb
Скачать