Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнеключевская средняя общеобразовательная школа» с.Верхнеключевское Катайского района Курганской области

1.2. Сведения об авторе (авторах) передового опыта

ФИО Должность Образование Стаж Категория Награды, звания, учёные степени
Тумашова Стелла Михайловна Учитель музыки Высшее 32 года   Награждена значком «Отличник народного просвещения»

1.3. Сведения об эксперте (экспертах)

ФИО Должность, место работы Образование Стаж Категория Награды, звания, учёные степени
Кобякова Елена Юрьевна МКОУ «Ильинская СОШ», учитель музыки среднее профессиональное педагогическое 25 лет первая  
Рявкина Оксана Анатольевна МКОУ «Боровская СОШ», заместитель директора по УВР, учитель музыки высшее 27 лет первая  
Лопатина Зульфия Муратовна МКОУ «Верхнеключевская СОШ», заместитель директора по УВР высшее 22 года вторая  

 

Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта: «Организация проектно – исследовательской деятельности на уроках музыки как средства развития творческих способностей учащихся».

2.2. Объект передового опыта: процесс развития умений и навыков, которые приобретают ученики 1 – 9 классов МКОУ «Верхнеключевская СОШ», осуществляя проектную деятельность в урочной и внеклассной работе. 

2.3. Актуальность проблемы опыта: Сегодня внедрение исследовательских и проектных методов в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование этих технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений, развиваются творческие способности школьников.

Исследовательская деятельность на уроках музыки является основным видом познавательной деятельности школьников, помогает формировать научное мышление, объективную самооценку; развивает умения работать с текстом, анализировать и систематизировать учебный материал.

2.4. Условия функционирования опыта: кабинет музыки, методическая и дидактическая литература, электронные учебники, музыкальные диски, выход в Интернет, нормативно-правовая документация.

 

Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: Программа Т.Н. Науменко, В.В. Алеева предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень. Проведя несколько уроков по данному направлению, я поняла: это то, что я искала. Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для меня она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе. Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника. Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.

Цель: создание условий для развития познавательных умений обучающихся, овладение теорией и практикой проектной деятельности школьников, а также внедрение в свою практику данных педагогических технологий.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи: 
•    Обучать школьников методу проектов как способу учебной деятельности.
•    Развивать интеллектуальные, учебно-познавательные, творческие умения школьников.
•    Развивать умения: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
•    Учить оформлять свои исследования в презентационном виде.
•    Воспитать у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу, рефлексии.

На первом этапе деятельности была изучена литература по направлению «Организация проектно – исследовательской деятельности на уроках музыки как средства повышения творческих способностей обучающихся», освоены метод проектов и подготовка учащихся к работе над учебным проектом. Старалась привлечь к созданию проектов учащихся по предмету «Музыка», используя различные виды деятельности, опираясь на практические рекомендации по организации учебного проекта и контрольно – измерительные материалы для оценки эффективности проектно – исследовательской деятельности обучающихся.

Совокупность этих методов позволяет мне охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации, учитывая особенности образовательных потребностей учащихся. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность школьников, поэтому использую уроки-лекции, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют обучающимся реализовывать свои образовательные потребности. Большое значение придаю самостоятельной работе обучающихся. 

Для развития творческого потенциала каждого школьника наиболее эффективными я выделяю следующие виды проектов: сочинение сказок о музыкальных инструментах, нотных знаках; исследовательские работы; создание компьютерных презентаций; инсценирование; конференции, доклады, сообщения. Ребятам очень нравится выполнять творческие задания: нарисовать афишу или декорации к музыкальному произведению, придумать акростих о танцах, самостоятельно сочинить стихотворение о характере песни. Обучающиеся работают над проектами: 4 класс - «Календарные праздники. Масленица», «Ложки», «Бабалайка», «Частушки»; 5 класс- «Песенка для мамы», «И.С.Бах – основатель органной музыки», «Колыбельные песни Зауралья», 6 класс – «Календарные праздники. Рождество», 8 класс - «Колокольные звоны России»; 9 класс - «Календарные праздники. Святки» и др. С результатами работы обучающиеся выступают на научно-практической конференции «Шаг в будущее». Реализация проекта – это преимущественно индивидуальная (или в малой группе) деятельность школьника, осуществляемая в режиме поиска.

Опираясь на теоретическую литературу, учитывая свою практику, могу сделать вывод:
Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету.

3.2. Результативность опыта: 
Я считаю, что избранные мною педагогические технологии, одним из принципов которых является развитие творческих способностей обучающих в учебное и внеучебное время – результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. 

Успеваемость по музыке 100%. Качество знаний 100%.

Заметно повысился интерес к предмету «Музыка», увеличилось количество участников проектной деятельности. Ребята имеют возможность выступать с результатами своей деятельности перед одноклассниками, обучающимися школы, родителями, жителями села и района. 


Дата заполнения анкеты: 18 марта 2014 года