Модульная анкета обобщения передового опыта
Блок №1 «Общие сведения»
1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнеключевская средняя общеобразовательная школа» с.Верхнеключевское Катайского района Курганской области
1.2. Сведения об авторе (авторах) передового опыта
ФИО | Должность | Образование | Стаж | Категория | Награды, звания, учёные степени |
Тумашова Стелла Михайловна | Учитель музыки | Высшее | 32 года | Награждена значком «Отличник народного просвещения» |
1.3. Сведения об эксперте (экспертах)
ФИО | Должность, место работы | Образование | Стаж | Категория | Награды, звания, учёные степени |
Кобякова Елена Юрьевна | МКОУ «Ильинская СОШ», учитель музыки | среднее профессиональное педагогическое | 25 лет | первая | |
Рявкина Оксана Анатольевна | МКОУ «Боровская СОШ», заместитель директора по УВР, учитель музыки | высшее | 27 лет | первая | |
Лопатина Зульфия Муратовна | МКОУ «Верхнеключевская СОШ», заместитель директора по УВР | высшее | 22 года | вторая |
Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Наименование темы опыта: «Организация проектно – исследовательской деятельности на уроках музыки как средства развития творческих способностей учащихся».
2.2. Объект передового опыта: процесс развития умений и навыков, которые приобретают ученики 1 – 9 классов МКОУ «Верхнеключевская СОШ», осуществляя проектную деятельность в урочной и внеклассной работе.
2.3. Актуальность проблемы опыта: Сегодня внедрение исследовательских и проектных методов в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование этих технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений, развиваются творческие способности школьников.
Исследовательская деятельность на уроках музыки является основным видом познавательной деятельности школьников, помогает формировать научное мышление, объективную самооценку; развивает умения работать с текстом, анализировать и систематизировать учебный материал.
2.4. Условия функционирования опыта: кабинет музыки, методическая и дидактическая литература, электронные учебники, музыкальные диски, выход в Интернет, нормативно-правовая документация.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта: Программа Т.Н. Науменко, В.В. Алеева предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень. Проведя несколько уроков по данному направлению, я поняла: это то, что я искала. Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для меня она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе. Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника. Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.
Цель: создание условий для развития познавательных умений обучающихся, овладение теорией и практикой проектной деятельности школьников, а также внедрение в свою практику данных педагогических технологий.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
• Обучать школьников методу проектов как способу учебной деятельности.
• Развивать интеллектуальные, учебно-познавательные, творческие умения школьников.
• Развивать умения: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
• Учить оформлять свои исследования в презентационном виде.
• Воспитать у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу, рефлексии.
На первом этапе деятельности была изучена литература по направлению «Организация проектно – исследовательской деятельности на уроках музыки как средства повышения творческих способностей обучающихся», освоены метод проектов и подготовка учащихся к работе над учебным проектом. Старалась привлечь к созданию проектов учащихся по предмету «Музыка», используя различные виды деятельности, опираясь на практические рекомендации по организации учебного проекта и контрольно – измерительные материалы для оценки эффективности проектно – исследовательской деятельности обучающихся.
Совокупность этих методов позволяет мне охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации, учитывая особенности образовательных потребностей учащихся. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность школьников, поэтому использую уроки-лекции, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют обучающимся реализовывать свои образовательные потребности. Большое значение придаю самостоятельной работе обучающихся.
Для развития творческого потенциала каждого школьника наиболее эффективными я выделяю следующие виды проектов: сочинение сказок о музыкальных инструментах, нотных знаках; исследовательские работы; создание компьютерных презентаций; инсценирование; конференции, доклады, сообщения. Ребятам очень нравится выполнять творческие задания: нарисовать афишу или декорации к музыкальному произведению, придумать акростих о танцах, самостоятельно сочинить стихотворение о характере песни. Обучающиеся работают над проектами: 4 класс - «Календарные праздники. Масленица», «Ложки», «Бабалайка», «Частушки»; 5 класс- «Песенка для мамы», «И.С.Бах – основатель органной музыки», «Колыбельные песни Зауралья», 6 класс – «Календарные праздники. Рождество», 8 класс - «Колокольные звоны России»; 9 класс - «Календарные праздники. Святки» и др. С результатами работы обучающиеся выступают на научно-практической конференции «Шаг в будущее». Реализация проекта – это преимущественно индивидуальная (или в малой группе) деятельность школьника, осуществляемая в режиме поиска.
Опираясь на теоретическую литературу, учитывая свою практику, могу сделать вывод:
Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету.
3.2. Результативность опыта:
Я считаю, что избранные мною педагогические технологии, одним из принципов которых является развитие творческих способностей обучающих в учебное и внеучебное время – результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка.
Успеваемость по музыке 100%. Качество знаний 100%.
Заметно повысился интерес к предмету «Музыка», увеличилось количество участников проектной деятельности. Ребята имеют возможность выступать с результатами своей деятельности перед одноклассниками, обучающимися школы, родителями, жителями села и района.
Дата заполнения анкеты: 18 марта 2014 года