Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок № 1 «Общие сведения»

1.1 Адрес передового опыта. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Катайск Курганской области

1.2 Сведения об авторе

ФИО

должность

образование

стаж

Категория

Титова Людмила Михайловна

Учитель начальных классов

высшее

34 года

первая


1.3 Сведения об экспертах

ФИО

Место работы, должность

образование

стаж

категория

Награды, звания, ученые степени

Шаркова Наталья Вениаминовна

МКОУ СОШ №2, заместитель директора по УВР

высшее

28 лет

высшая

Почётная грамота Министерства образования и науки

Галунчикова Галина Федоровна

МУ «Управление образования Катайского района», методист по начальному общему образованию

высшее

27 лет

высшая

Почетная грамота Министерства образования и науки

Лесникова Светлана Степановна

МКОУ СОШ №1, г.Катайск, учитель начальных классов

высшее

25лет

высшая

Почетный работник образования



Блок № 2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1 Тема Развитие речи младших школьников как основа развития общеучебных умений и навыков.

2.2 Объект передового опыта: процесс применения и использования познавательной деятельности на уроках в начальной школе в МКОУ СОШ №2 г. Катайска Курганской области.

2.3 Актуальность проблемы опыта
Перед школой стоит задача формирования самостоятельного инициативного человека с активной личностной позицией, готового к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов, коммуникабельности и готовности к обучению в основном звене.

2.4 Условия функционирования опыта: 
имеется кабинет для работы педагога с классом;
возможность использовать в работе магнитофон, проигрыватель, телевизор;
наличие методической литературы, дидактических пособий, нормативно-правовой документации педагога;
для проведения теоретических занятий использую следующие формы: лекция, беседа, экскурсии, встречи, диспуты, дискуссии, викторина, игра, конференция, праздник, устный журнал;
для практических занятий: сочинение, изложение, сочинение стихов, составление рефератов, создание и защита проекта;


Блок № 3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1 Описание сущности опыта.
Разработаны программы по основным предметам и факультативным курсам «Я и моё здоровье», «Юным умникам и умницам», «Введение в профессию», которые составлены на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Цель: Добиться того, чтобы каждый урок развивал познавательный интерес, творческую активность обучающегося; заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников, сформировать положительное отношение к учению, умение оценивать результаты своего труда и труда своих одноклассников.
Задачи: 
изучить приёмы развития устной и письменной речи;
совместно с логопедом проводить постановку звуков у детей, пришедших в школу;
разработать систему упражнений для постановки звуков;
проводить речевые разминки и дыхательную гимнастику;
работать над выразительным чтением, инсценированием;
учить разным видам пересказа;
вовлекать детей во внеурочную деятельность;
Практическое значение опыта
Языковая подготовка первоклассников неоднородна. В процессе работы наблюдаю, что у ребят появляется интерес к слову и его использованию в речи, обогащается словарный запас. Дети с интересом выполняют творческие задания, сочиняют рассказы, небольшие стихи, письма, загадки. Этому способствует систематическая работа над словом и развитием связной речи. Эта работа оказывает положительное влияние на грамотность моих учеников. Дети становятся более коммуникабельными, чему способствуют разные формы работы:
- работа в парах;
-участие в конкурсах ( «Проба пера»)
- работа в творческих группах; дети придумывают речевые разминки, чистоговорки, загадки.
-собрана папка сочинений. Она представлена на родительском собрании.
- индивидуальная работа учителя с учеником;
Учу детей объективно оценивать свои знания, знания своих одноклассников. Для этого ставлю ученика в позицию учителя, предъявляя ему четкие критерии для оценки учебной деятельности товарища. Ребенок оценивает деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев.
Проводится постоянная работа над развитием грамотной, содержательной, эмоциональной речи. Дети с удовольствием читают по ролям, принимают участие в инсценировке сказок, басен.
Мною разработаны памятки по чтению для родителей и детей «Как правильно выбрать и прочитать книгу».
В помощь детям при подготовке ответов по внеклассному чтению, использую метод «клише». «Клише» -это фразы для пересказа анализа текста, выражения своего мнения о тексте и о героях этого текста. В тетрадь записываем следующие фразы:
-Я прочитал книгу.
-Она называется…
-Автор книги…
-Это сказка, рассказ, легенда..
-Главные герои книги –это…
-Характеристика героев.
-Краткое содержание книги.
-По моему мнению, книга учит…
-Я прочитал книгу с интересом.
С помощью клише дети анализируют книгу, составляют её пересказ. Стараюсь помочь детям моего класса легче адаптироваться в социуме. Для этого организую участие обучающихся и их родителей во всех классных и школьных мероприятиях. Вместе посещаем кружки при ДДЮ, библиотеки, музеи, спектакли при РДК, организую встречи с замечательными людьми, ветеранами спорта, труда, войны.
Развивая речь - развиваю интеллект ребенка.

3.2 Результативность опыта 
за многие годы педагогического труда собран, систематизирован и опробован на практике большой объем дидактического материала; организована выставка на ШМО.
охотно делюсь опытом с коллегами, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия;
работаю без второгодников;
каждый ребенок испытывает ситуацию успеха по своим способностям благодаря индивидуальному подходу, большое внимание уделяется как одаренным и способным детям, так и отстающим в обучении. Включаю слабоуспевающих учеников в конкурсы чтецов, беру их работы на выставки.
обучающиеся принимают самое активное участие в школьных олимпиадах, международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», интеллектуальных марафонах, занимают призовые места. 


Дата заполнения: 20.01.2013