Модульная анкета обобщения передового опыта
Блок № 1 «Общие сведения»
1.1 Адрес передового опыта: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа» Катайского района Курганской области.
1.2. Сведения об авторе передового опыта
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж |
Категория |
Награды, звания, степени |
Тетерина Ольга Анатольевна |
Учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа» |
Высшее |
23 года |
Вторая |
|
1.3. Сведения об эксперте.
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж |
Категория |
Награды, звания, степени |
Косотурова Наталья Анатольевна |
Учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катайская средняя общеобразовательная школа № 1 |
Высшее |
18 лет |
Высшая |
|
Блок № 2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Наименование темы опыта: «Формирование информационно - поисковых умений на предметах «литературное чтение» и «окружающий мир»».
2.2 Объект передового опыта: учащиеся 2 - 3 классов
2.3. Актуализация проблемы опыта: В начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования)
Перед школой стоит задача формирования самостоятельного инициативного человека с активной личностной позицией, готового к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов, коммуникабельности и готовности к обучению в основном звене.
Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется необходимостью подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Другой общественный фактор, который также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем.
2.4. Условия функционирования опыта.
Ø имеется кабинет для работы педагога с классом;
Ø наличие методической литературы и дидактического материала;
Ø использование и реализация методов, направленных на развитие информационно - поисковых умений учащихся;
Ø личностные качества учителя.
Ø возможность использовать в работе компьютер и электронные носители;
Ø возможность проведения теоретических занятий, используя различные формы: лекция, беседа, экскурсии, встречи, дискуссия, викторина, игра, конференция, праздник, устный журнал;
Ø для практических занятий: сочинение, изложение, создание проектных работ и их защита.
Создание условий для качественного решения задач: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного и развивающего обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.
Блок № 3 «Практико-прикладная интерпретация опыта».
3.1 Описание сущности опыта.
Цель моей работы: способствовать формированию информационно-поисковых умений через внедрение различных образовательных технологии
Повышение образовательных компетенций в области литературы, умение приобретать и добывать знания из имеющегося потока информации.
Исходя из новых социальных запросов, важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Задачи:
Ø воспитание чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
Ø формировать потребность, необходимость или желании находить различные виды информации, способствующие получению лицом, осуществляющим поиск, нужных ему сведений, знаний
Ø повышение собственного профессионального, культурного и любого иного уровня;
Ø создания новой информации и формирования новых знаний; принятия управленческих решений и т.п.
Ø использование технологии проектной деятельности с целью формирования академических знаний, умений, навыков;
Ø внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
Ø разработка учебных, дидактических материалов.
Этапы эксперимента:
Ø Изучение литературы по данной теме и подбор материала, соответствующий уровню данного возраста;
Ø изучение психолого-педагогической литературы;
Ø разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
Ø проектная и исследовательская деятельность;
Ø изучение педагогического опыта других преподавателей;
Ø планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса
Ø анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
Предполагаемый результат:
Ø разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
Ø формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
Ø воспитывать понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
Ø развивать умение формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
Практическое значение опыта:
Одним из направлений в модернизации образования является компетентностный подход.
Проработав более двадцати лет в школе, уверенно могу назвать технологии, которые мне близки, интересны и отвечают требованиям современного урока.
Наиболее приоритетной является технология системно-деятельностного подхода. Тщательно изучила программу «Школа России» и учебно-методический комплекс (программу, учебники, книги для учителя, тетради на печатной основе), разработала тематическое планирование по каждому предмету.
В результате пришла к выводу: содержание учебного материала соответствует задачам современного школьного образования, материал излагается научным языком, прослеживается связь с жизнью, межпредметная связь.
Однако, я понимаю, что для достижения современных целей образования, необходимо искать и использовать новые подходы, формы, инструменты в работе с учащимися.
Ежедневно находясь в кругу детей, мне приходится наблюдать низкий уровень общения между детьми, увеличение числа детей с высокой тревожностью, отвергаемых детей, большой разрыв между образованием и социальной практикой, несформированность умения учиться и организовывать свою деятельность. Усложнение содержания учебного материала приводит к тому, что редко кто из учащихся учится сам, без помощи родителей, сохраняя лишь роль исполнителя. Освоение ключевых компетенций – реальный сдвиг от учебных знаний и умений к способности эффективно действовать в разных ситуациях.
В последнее время увеличился поток информации. Как помочь в ней разобраться? Как способствовать познавательной активности? Вот здесь на помощь приходит учитель, владеющий приёмами работы с разными источниками информации. Я вижу выход в целенаправленном развитии информационной культуры школьников. Cчитаю, что негативными факторами, тормозящими процесс развития познавательной самостоятельности, является отсутствие конкретных умений (вычленить главное, сориентироваться в море информации, без лишних затрат времени представить результат своих размышлений), а также проблема рациональности в учебной деятельности.
На мой взгляд, массовые ошибки, как правило, связаны:
* с неправильным прочтением и непониманием задания, не озвученного предварительно учителем;
* неумением работать с оглавлением;
* выделенными понятиями, абзацами в тексте;
* поиском ответов на вопросы;
* поиском главной мысли;
* объяснением значения нового слова.
Решением проблем для меня стала знакомство с модулем в рамках уроков литературного чтения «Информационно-поисковые умения на уроках чтения», составленным на основе учебно-методического пособия Соколовой Т. Е., г. Самара. Авторы этого модуля считают за основу: формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников; сужение круга поиска информации рациональными приемами и пр.) Упражнения по формированию информационно-поисковых умений провожу исхода из возможности тем уроков «литературное чтение» и «окружающий мир»; пользуюсь совместной работой библиотеки в рамках программы по чтению. Выполнение программы по чтению достигается за счет перегруппировки материала. Часть урока отводится целенаправленному развитию умений и навыков информационно-библиографической культуры учащихся.
Наиболее важным условием является не только стремление научить детей информационно-библиографическим умениям, но и желание увлечь учащихся чтением по интересам, играми в сжимание и развертывание информации, соревнованиями на скорость поиска информации в книгах и использовании системы закладок. На занятиях ребята знакомятся с различными способами кодирования для рационального запоминания и хранения информации.
Для отслеживания результатов я использую следующие критерии:
* умение определять количество персонажей;
* умение высказывать свои суждения;
* нахождение сравнений, повторений в тексте;
* нахождение абзацев, фрагментов текста с конкретным заданием;
* объяснение смысла нового слова;
* формулирование главной мысли произведения.
Целенаправленная работа позволила увидеть положительную динамику по ряду показателей. Это касается развития информационно-поисковых умений, в частности работы с разного вида справочниками, скорости использования ориентировочного аппарата книги, местонахождения искомого абзаца, понятия и пр. Полученные знания и умения применяются детьми и при выполнении проектно-исследовательских работ.
Подводя итог занятий по информационной культуре в конце года, учащимся было предложено три вопроса. На вопрос «Чему научились на уроках?» можно услышать такие ответы: как выбирать интересную книгу; искать быстро нужные страницы; работать с закладками в библиотеке; спокойно вдумчиво читать; находить информацию, вести записи в читательском дневнике. Отвечая на вопрос «Что еще хотели бы узнать?», самыми частотными ответами стали: больше узнать о писателях; о новых книгах; как писать книги. И, наконец, наблюдаю позитивный и положительный настрой детей работать с книгой и различной периодикой.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по формированию информационно-поисковых умений у учащихся стимулирует их познавательную самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
3.2. Результативность опыта
Ø за многие годы педагогического труда собран, систематизирован дидактического материала;
Ø работаю без второгодников;
Ø каждый ребенок испытывает ситуацию успеха по своим способностям благодаря индивидуальному подходу, работаю с учетом способностей и возможностей детей,
Ø вовлекаю всех учеников в социально-значимую деятельность, помогаю им самоутвердиться через участие в различных проектах и конкурсах.
Ø обучающиеся принимают активное участие в школьных олимпиадах, международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Интеллектуальных марафонах».
Ø Занимают призовые места.
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что работа по формированию информационно-поисковых умений помогла:
Ø Повысить успеваемость по предметам.
Ø Получить динамику роста в качестве знаний учащихся.
Ø Повысить интерес учащихся к учебным предметам и мотивацию к обучению в школе.
Ø Вовлечь учащихся во внеурочную деятельность и повысить занятость детей.
Дата заполнения анкеты: 18.04.2015