Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок № 1 «Общие сведения»

1.1 Адрес передового опыта: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа» Катайского района Курганской области.

1.2. Сведения об авторе передового опыта

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, степени

Тетерина Ольга Анатольевна

Учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа»

Высшее

23 года

Вторая

 

1.3. Сведения об эксперте.

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, степени

Косотурова Наталья Анатольевна

Учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катайская средняя общеобразовательная школа № 1

Высшее

18 лет

Высшая

 

 

Блок № 2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта: «Формирование информационно - поисковых умений на предметах «литературное чтение» и «окружающий мир»».

2.2 Объект передового опыта: учащиеся 2 - 3 классов

2.3. Актуализация проблемы опыта: В начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования)

Перед школой стоит задача формирования самостоятельного инициативного человека с активной личностной позицией, готового к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов, коммуникабельности и готовности к обучению в основном звене.

Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется необходимостью подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Другой общественный фактор, который также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем.

 

2.4. Условия функционирования опыта.

Ø  имеется кабинет для работы педагога с классом;
Ø  наличие методической литературы и дидактического материала;
Ø  использование и реализация методов, направленных на развитие информационно - поисковых умений учащихся;
Ø  личностные качества учителя.
Ø  возможность использовать в работе компьютер и электронные носители;
Ø  возможность проведения теоретических занятий, используя различные формы: лекция, беседа, экскурсии, встречи, дискуссия, викторина, игра, конференция, праздник, устный журнал;
Ø   для практических занятий: сочинение, изложение, создание проектных работ и их защита.

Создание условий для качественного решения задач: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного и развивающего обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.

 

Блок № 3 «Практико-прикладная интерпретация опыта».

3.1 Описание сущности опыта.

Цель моей работы: способствовать формированию информационно-поисковых умений через внедрение различных образовательных технологии

Повышение образовательных компетенций в области литературы, умение приобретать и добывать знания из имеющегося потока информации.

Исходя из новых социальных запросов, важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

 

Задачи:
Ø  воспитание чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
Ø  формировать потребность, необходимость или желании находить различные виды информации, способствующие получению лицом, осуществляющим поиск, нужных ему сведений, знаний
Ø  повышение собственного профессионального, культурного и любого иного уровня;
Ø  создания новой информации и формирования новых знаний; принятия управленческих решений и т.п.
Ø  использование технологии проектной деятельности с целью формирования академических знаний, умений, навыков;
Ø  внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
Ø  разработка учебных, дидактических материалов.

Этапы эксперимента:
Ø  Изучение литературы по данной теме и подбор материала, соответствующий уровню данного возраста;
Ø  изучение психолого-педагогической литературы;
Ø  разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
Ø  проектная и исследовательская деятельность;
Ø   изучение педагогического опыта других преподавателей;
Ø  планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса
Ø  анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

Предполагаемый результат:
Ø  разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
Ø  формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
Ø  воспитывать понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
Ø  развивать умение формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

Практическое значение опыта:
Одним из направлений в модернизации образования является компетентностный подход.
Проработав более двадцати лет в школе, уверенно могу назвать технологии, которые мне близки, интересны и отвечают требованиям современного урока.
Наиболее приоритетной является технология системно-деятельностного подхода. Тщательно изучила программу «Школа России» и учебно-методический комплекс (программу, учебники, книги для учителя, тетради на печатной основе), разработала тематическое планирование по каждому предмету.

В результате пришла к выводу: содержание учебного материала соответствует задачам современного школьного образования, материал излагается научным языком, прослеживается связь с жизнью, межпредметная связь.

Однако, я понимаю, что для достижения современных целей образования, необходимо искать и использовать новые подходы, формы, инструменты в работе с учащимися.

Ежедневно находясь в кругу детей, мне приходится наблюдать низкий уровень общения между детьми, увеличение числа детей с высокой тревожностью, отвергаемых детей, большой разрыв между образованием и социальной практикой, несформированность умения учиться и организовывать свою деятельность. Усложнение содержания учебного материала приводит к тому, что редко кто из учащихся учится сам, без помощи родителей, сохраняя лишь роль исполнителя. Освоение ключевых компетенций – реальный сдвиг от учебных знаний и умений к способности эффективно действовать в разных ситуациях.

В последнее время увеличился поток информации. Как помочь в ней разобраться? Как способствовать познавательной активности? Вот здесь на помощь приходит учитель, владеющий приёмами работы с разными источниками информации. Я вижу выход в целенаправленном развитии информационной культуры школьников. Cчитаю, что негативными факторами, тормозящими процесс развития познавательной самостоятельности, является отсутствие конкретных умений (вычленить главное, сориентироваться в море информации, без лишних затрат времени представить результат своих размышлений), а также проблема рациональности в учебной деятельности.

 На мой взгляд, массовые ошибки, как правило, связаны:
* с неправильным прочтением и непониманием задания, не озвученного предварительно учителем;
* неумением работать с оглавлением;
* выделенными понятиями, абзацами в тексте;
* поиском ответов на вопросы;
* поиском главной мысли;
* объяснением значения нового слова.

Решением проблем для меня стала знакомство с модулем в рамках уроков литературного чтения «Информационно-поисковые умения на уроках чтения», составленным на основе учебно-методического пособия Соколовой Т. Е., г. Самара. Авторы этого модуля считают за основу: формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников; сужение круга поиска информации рациональными приемами и пр.) Упражнения по формированию информационно-поисковых умений провожу исхода из возможности тем уроков «литературное чтение» и «окружающий мир»; пользуюсь совместной работой библиотеки в рамках программы по чтению. Выполнение программы по чтению достигается за счет перегруппировки материала. Часть урока отводится целенаправленному развитию умений и навыков информационно-библиографической культуры учащихся.

Наиболее важным условием является не только стремление научить детей информационно-библиографическим умениям, но и желание увлечь учащихся чтением по интересам, играми в сжимание и развертывание информации, соревнованиями на скорость поиска информации в книгах и использовании системы закладок. На занятиях ребята знакомятся с различными способами кодирования для рационального запоминания и хранения информации.

Для отслеживания результатов я использую следующие критерии:
* умение определять количество персонажей;
* умение высказывать свои суждения;
* нахождение сравнений, повторений в тексте;
* нахождение абзацев, фрагментов текста с конкретным заданием;
* объяснение смысла нового слова;
* формулирование главной мысли произведения.

Целенаправленная работа позволила увидеть положительную динамику по ряду показателей. Это касается развития информационно-поисковых умений, в частности работы с разного вида справочниками, скорости использования ориентировочного аппарата книги, местонахождения искомого абзаца, понятия и пр. Полученные знания и умения применяются детьми и при выполнении проектно-исследовательских работ.

Подводя итог занятий по информационной культуре в конце года, учащимся было предложено три вопроса. На вопрос «Чему научились на уроках?» можно услышать такие ответы: как выбирать интересную книгу; искать быстро нужные страницы; работать с закладками в библиотеке; спокойно вдумчиво читать; находить информацию, вести записи в читательском дневнике. Отвечая на вопрос «Что еще хотели бы узнать?», самыми частотными ответами стали: больше узнать о писателях; о новых книгах; как писать книги. И, наконец, наблюдаю позитивный и положительный настрой детей работать с книгой и различной периодикой.

 Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по формированию информационно-поисковых умений у учащихся стимулирует их познавательную  самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 

 3.2. Результативность опыта

Ø  за многие годы педагогического труда собран, систематизирован дидактического материала;
Ø  работаю без второгодников;
Ø  каждый ребенок испытывает ситуацию успеха по своим способностям благодаря индивидуальному подходу, работаю с учетом способностей и возможностей детей,
Ø  вовлекаю всех учеников в социально-значимую деятельность, помогаю им самоутвердиться через участие в различных проектах и конкурсах.
Ø  обучающиеся принимают активное участие в школьных олимпиадах, международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Интеллектуальных марафонах».
Ø  Занимают призовые места. 

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что работа по формированию информационно-поисковых умений помогла:
Ø  Повысить успеваемость по предметам.
Ø  Получить динамику роста в качестве знаний учащихся.
Ø  Повысить интерес учащихся к учебным предметам и мотивацию к обучению в школе.
Ø  Вовлечь учащихся во внеурочную деятельность и повысить занятость детей.

 

 Дата заполнения анкеты: 18.04.2015