Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». К сожалению, на сегодняшний день эти задачи полностью не решены. На этапе окончания школьного образования часть наших обучающихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, некоторые либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. 

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся самой актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. 

В соответствии с пониманием этих фундаментальных образовательных целей на рубеже веков появилась новая концептуальная линия российского образования - компетентностный подход. Его специфика состоит в том, что усваиваются не "готовые знания”, кем - то предложенные к усвоению, а в процессе обучения создаются такие условия, которые могут мотивировать школьника стать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации. 

С позиций этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций обучающихся.

Сегодня нет единого мнения и по поводу основного понятия – «ключевые компетенции». Здесь существует ряд подходов и мнений. Вот наиболее обобщённые определения:
Ключевые компетенции – сочетание умений, готовностей, ценностей, мотиваций, которое даёт ключ к успешности в жизни.
Ключевые компетенции = элементарные компетенции для жизни + общеучебные умения и навыки + специальные умения и навыки + ценности

Многие педагоги называют ключевыми элементарные компетенции для жизни:
- информационная компетенция (готовность к работе с информацией);
- коммуникативная компетенция (готовность к общению с другими людьми);
- кооперативная компетенция (готовность к сотрудничеству с другими людьми);
- проблемная компетенция (готовность к решению проблем).

Вероятно, эти компетенции и следует называть ключевыми.

Учителя сегодня больше всего интересует вопрос: каким образом, через какие технологии формировать эти ключевые компетенции?
Изменение технологии преподавания как раз и влечет за собой переход роли учителя – информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение.

Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов , сформулированных как ключевые компетенции. Но сегодня всё больше замечаешь, что у половины обучающихся слабо сформированы навыки развития речи. Они, как правило, не всегда могут свободно аргументировать свои ответы, делать обобщённые выводы, просто правильно общаться друг с другом. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний, допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. 

Поэтому одной из самых важных целей в преподавании русского языка считаю формирование коммуникативной и языковой компетенций.
Для реализации данной цели существуют конкретные и чёткие задачи:
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному и устному пересказу, пониманию текста, созданию текстов различных стилей и жанров.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество форм работы с текстом на уроке русского языка: синтаксическая пятиминутка, лингвистические «угадайки», «почемучки», пересказ текста, лингвистический анализ текста, комплексный анализ текста, создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (часть С ЕГЭ)

Я хотела бы остановиться лишь на нескольких формах работ с текстом, используемых мною на уроках русского языка. При работе с текстом учащимся задаются следующие вопросы :
Труден ли был текст для понимания?
Интересен ли текст?
Что понравилось (не понравилось) в содержании текста?

Ответы на данные вопросы способствуют не только развитию речи учащихся, но и формированию оценочного отношения к информации, развитию критического мышления .

Рефлексия осуществляется с помощью незаконченных предложений:
Сегодня на уроке я узнал, что…Самым трудным для меня было…
Раньше я не знал, что….

Данный прием успешно применяется и для обсуждения прочитанного текста. В этом случае неоконченные предложения могут выглядеть так: Главная мысль текста состоит в том, что по моему мнению, текст поучителен, так как учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме. В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят. В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.

Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и необходимы в дальнейшей жизни: проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком.

Сочинение-миниатюра – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. При подготовке учащихся к написанию небольшой творческой работы используются следующие приёмы: первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй шаг – пишем свои этюды. Нравится ребятам миниатюры по опорным словам. 

Приучаю школьников работать над черновиками сочинений, поскольку это развивает внимание к слову. Никогда не требую от детей сочинений сейчас же, немедленно, без предварительной подготовки. На дом дается задание написать черновой вариант. На следующем уроке проводится анализ нескольких сочинений (удачных и неудачных) и правка своей работы, уточнения, дополнения. Если ребята не стесняются дать прочитать черновики, проводим взаимопроверку работ. После этого я собираю черновики. Конечно, работа над вариантами сочинений отнимает много времени, но зато приносит пользу ученику. Работу с черновыми вариантами я считаю одним из наиболее эффективных приемов развития письменной речи.

Итак, в процессе работы со связным текстом представлены основные и важнейшие виды деятельности учащихся, направленные на формирование метапредметных компетенций: осуществляется поиск, анализ, преобразование информации, представляется возможность передачи её с учётом заданных условий, проверяется владение монологической речью типа повествование и рассуждение . 

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. ИКТ в образовании открывают учителям и обучающимся новые возможности. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации обучающихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения. У учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, у учащихся формируется интерес к предмету, развивается его личность. Урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. Материалы накапливаются и легко хранятся , в них можно вносить любые изменения, используя же возможности Интернета, можно воспользоваться прекрасными презентациями коллег.
Конечно, живое, эмоциональное слово учителя -словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной, но применение информационных технологий считаю необходимым на уроках русского языка, литературы . Они повышают интерес , активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок. Очень удобно использовать компютер при проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. 

Учить детей грамотному письму, можно, конечно, на любом материале. Но как добиться, чтобы они полюбили предмет, как сделать уроки русского языка средством их духовного развития? 

Это трудные вопросы, но они разрешимы. И непременным условием успеха должна стать творческая атмосфера на уроке, когда учитель и ученик не "противоборствующие лагеря", а соратники и партнеры. Ко всему сказанному можно добавить лишь то, что современный учитель сам должен обладать большим жизненным опытом, знаниями, быть творческой личностью, чтобы выработать собственную высокую компетентность в передаче знаний учащимся и научить их применять полученные знания в жизни.



Литература:
1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007. 
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М,1998.
3. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск, 2007 
4. Лакоценина Т.П.,Алимова Е.Е.,Оганезова Л.М.Современный урок. Ростов. 2007.