Методическая служба Катайского района

Столбова Татьяна Викторовна,
заместитель начальника

Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. В условиях модернизации образования существенно выросла значимость и роль методической службы в системе непрерывного образования педагогических и руководящих кадров.

В соответствии с Программой развития МУ «Управление образования Администрации Катайского района», приоритетных направлений развития районной системы образования организуется сетевое взаимодействие всех методических служб в районе. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» внесли свои коррективы в процесс обновления, требуя реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической службы. 

Новая модель методической службы включает в себя широкий потенциал использования ИКТ: создан виртуальный методический кабинет, разделы которого позволяют получать участникам образовательного пространства оперативную информацию. Каждый раздел регулярно обновляется. Сайт методического кабинета оказывает большую методическую поддержку всем категориям работников образования. Через сайт организована методическая работа, работа РМО, проводятся Фестивали и конкурсы.
Директора, заместители директора по УВР, педагоги, аттестующиеся на категорию, отмечают удобство и корректность размещения материала в разделе «Аттестация». В системе непрерывного педагогического образования аттестация остается одним из важных направлений повышения профессионального мастерства. Одним из важнейших направлений работы методического кабинета является оказание методической помощи каждому педагогическому и руководящему работнику адресно, своевременно, конкретно по вопросам подготовки и прохождения аттестации. Четкая и правильная процедура аттестации стимулирует творческий труд и повышение педагогического мастерства, укрепление авторитета учителей. В Управлении образования сформировались основные принципы организации аттестации педагогических и руководящих кадров: открытость, объективность оценки труда педагогов. Методический кабинет обеспечивает помощь соискателям в прохождении аттестации. В течение года постоянно проводятся групповые и индивидуальные консультации по вопросам прохождения аттестации. В 2012 году прошли аттестацию 66 педагогических работника района, из них 35 учителей, аттестовано на первую квалификационную категорию – 48 (из них учителей 26), на высшую квалификационную категорию – 17 педагогических работников (из них 9 учителей ОУ). Прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности – 22 педагога. 

С 2011-2012 учебного года материалы с отдельных заседаний РМО выкладываются на сайте Управления образования в разделах соответствующих методических объединений. Посредством дистанционных технологий организованы заседания 6 секций РМО. Эта форма обмена опытом позволяет педагогом других «смежных» учебных предметов просматривать методический материал. 

Система обобщения педагогического опыта, также нашла свое отражение на сайте Управления образования. В районе сформирована и эффективно действует система диссеминации педагогического опыта. Система распространения опыта в настоящее время постоянно обновляется, совершенствуются формы и методы представления и трансляции опыта для педагогической общественности. В системе работы по диссеминации опыта лучших учителей и образовательных коллективов используются различные формы и методы обобщения и представления опыта: методические разработки, статьи в педагогических и предметных методических журналах и педагогических сборниках, портфолио учителя и школы, периодические брошюры и сборники из опыта работы, проспекты, информирующие об опыте, монографическое обобщение опыта, сайты. Только за прошлый год на сайте Управления образования было размещено 16 материалов. Педагоги района обобщают опыт своей работы на разных уровнях: на уровне области – 41; на федеральном уровне – 5. В 2012 году район активно представляет опыт педагогов на сайте ИРОСТ в разделе «Эффективный педагогический опыт». 

Через виртуальный методический кабинет организуются и проводятся конкурсы как для обучающихся, их родителей и педагогов. За год было проведено: 7 конкурсов, в которых приняло участие 24 педагога, 212 обучающихся с организацией Интернет-голосования: конкурс смешных фотографий к 1 апрелю, конкурс рисунков к 9 мая. Любые увлечения учеников сегодня могут реализоваться через участие в дистанционных конкурсах. Организованы и проведены дистанционные межмуниципальные педагогические чтения, в которых приняли участие кроме педагогов района, педагоги Долматовского и Каргапольского районов. 

В целях выявления и поддержки творчески работающих педагогов, распространения опыта работы ежегодно проводится районный Фестиваль педагогического мастерства по трем номинациям: «Учитель-мастер», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям». С 2012 года - новая номинация «Директор года». Для поощрения высоких результатов работы, творчески работающих руководящих работников и педагогов с 2011 года учреждена районная премия «Успех года», которая ежегодно вручается на августовской конференции.

Важным структурным звеном в районном образовательном пространстве является работа РМО, творческих и проблемных групп, которые являются эффективным инструментом для выявления наиболее актуальных методических и профессиональных потребностей педагогов. Методические объединения учителей - это давно сложившаяся форма коллективной работы по совершенствованию научно-теоретической и методической подготовки педагогов. Деятельность районных методических объединений направлена на своевременную поддержку учителя в период изменений и сопровождение в процессе освоения и внедрения инновационного опыта, формирование мотивации к непрерывному профессиональному образованию, создание условий для взаимного обучения и обмена опытом. В 2012 году на базе района функционировало 13 районных методических объединений, 9 проблемных и творческих групп. Разнообразные формы представлены на РМО учителей иностранного языка: семинары, практикумы, открытые уроки, консультации, обзоры методической литературы, методические портфолио - руководитель Н.А. Антропова. Для плодотворной работы и обмена опыта создан виртуальный кабинет физики: электронный обмен методическими материалами – руководитель Н.А. Ляхова. Высокая активность участия в методических мероприятиях отмечена у членов РМО учителей химии и биологии – руководитель Е.И. Гусева. Учителя технологии (технический труд) приняли участие в третьем Международном заочном конкурсе учителей технологии им. В.Д. Симоненко «Мой лучший урок технологии» и С.А. Санников (МКОУ КСОШ №1) занял 3 место и награжден дипломом финалиста. РМО учителей обслуживающего труда насыщено межмедомственным взаимодействием (Г.В. Мальцева, специалист ГУ ЦЗН, И.А. Кузнецова, заведующая отделом народного творчества, В.И. Акулова, экскурсовод ЦРК «Берегиня») и творческим подходом к организации и проведению заседаний – руководитель Е.Ф. Писарева. Широкое распространение в деятельности РМО получило совмещение посещение вебинара с последующим рассмотрением вопросов РМО. Развитие методической работы районных предметных объединений на основе новой модели осуществлялось за счет внедрения современных форм организации методической работы, через использование информационно-коммуникационных технологий в организации методической работы РМО и размещения методических материалов на сайте МУ УО. 

Ежегодно педагогический коллектив района пополняется молодыми специалистами (в 2011 год - 5, 2012 год - 5, 2013 год – 8 педагогов). С целью успешной адаптации молодых специалистов осуществляет деятельность клуб для молодых специалистов «Диалог», методическая работа организуется через подпрограмму «Молодые специалисты» целевой программы Катайского района «Развитие образования и молодежной политики на 2012-2015 годы». Молодые специалисты активно участвуют в заседаниях клуба, посещают уроки опытных педагогов. Большую поддержку молодым педагогам оказывает педагогический клуб «МОМ: молодость, опыт, мастерство». В 2012 году педагогический клуб работников образования района «МОМ» прошел регистрацию на региональном уровне и представил информацию о деятельности на сайте ИРОСТ.

Методический кабинет планирует и строит свою работу с учетом новых требований. Основными принципами организации методической работы являются: научность, гуманитаризация, системность, актуальность, востребованность.