Внимание, забота и все самое лучшее нашим детям
Столбова Татьяна Викторовна,
зав.методкабинетом
Материалы для публикации «Управление современной школой: состояние, проблемы, перспективы»
В Законе Российской Федерации «Об образовании» и Конвенции о правах ребенка образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на разви¬тие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
Педагогами района накоплен большой опыт инновационной деятельности. Так, за годы реализации Приоритетного национального - проекта «Образование» 4 образовательные учреждения становились обладателями гранта в 1 млн. руб., 10 педагогов района стали победителями федерального конкурса на денежное поощрение лучших учителей. Таким образом, инновационное педагогическое движение является хорошей основой для организации инновационной деятельности в образовательном учреждении.
Управление инновационной деятельностью - процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждений, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.
МУ «Управление образования Катайского района» определяет основные направления и стратегию всей системы в целом, методические службы создают благоприятные условия для выполнения поставленных задач, те функционирования и развития образовательных учреждений. Эту роль методической службы можно определить как поддерживающую. Для этого методическая служба выполняет такие функции как оказание практической помощи, подкрепление инициатив и инновационной деятельности, выявление и устранение недостатков, налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию инновационной деятельности.
Методическая служба призвана активизировать, а не подменять самостоятельную работу образовательных учреждений. В связи с этим важно верно определять не только объекты поддержки, но и ее объем. Ее размеры, а также содержание, формы и методы должны быть такими, чтобы не подавлять, а, наоборот, стимулировать активность самих образовательных учреждений.
Методическая служба отвечает за качество оказываемой поддержки, прогнозируя получить от нее определенные результаты.
В течение нескольких лет педагогический коллектив МОУ СОШ №2 г. Катайска реализует целевую аспектную программу модульной организации образовательного процесса. Программа ориентирована на решение проблем сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, предполагается решение проблемы здоровьесбережения в рамках продолжительности учебных четвертей. В реальной школьной жизни традиционные учебные четверти имеют неравную продолжительность и с физиологической точки зрения не оптимальны для обучения.
Педагогический коллектив образовательного учреждения включился в эксперимент по изменению периодизации образовательного процесса. В первом полугодии учебные периоды длятся пять недель, а во втором – шесть. Каждый период завершается каникулами, сроки которых устанавливаются школой. Зачетные периоды в школе первой и второй ступени – 2, 4 и 6-й, а в старших классах – 3-й и 6-й. Такая периодизация в значительной мере предупреждает утомление, и по длительности более благоприятна для обучения. Мониторинг реализации инновации позволил сделать выводы о положительной динамике реализации данного эксперимента. Педагогическим коллективом успешно реализуется модульная организация образовательного процесса, в результате чего достигнуто улучшение качества образования и снижение показателей заболеваемости по школе.
В этом году в данный эксперимент включилось еще одно образовательное учреждение города.
Инновации, проводимые в районе, объединяет один девиз: «Внимание, забота и все самое лучшее нашим детям».