Модульная анкета обобщения передового опыта
Блок №1 «Общие сведения»
1.1. Адрес передового опыта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Катайск, Курганской области
1.2. Сведения об авторе передового опыта
ФИО | Должность | Образование | Стаж | Категория |
Снигирёва Ирина Викторовна | МБОУ СОШ №2, учитель начальных классов | Высшее | 10 | Первая |
Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Наименование темы опыта
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»
2.2. Объект передового опыта
Обучающиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Катайска
2.3. Актуальность темы
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу процесса обучения, является педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, коммуникабельных, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.
2.4. Условия функционирования опыта
Наличие оборудования, программного обеспечения, методической литературы, дидактического материала.
Использование принципов обучения: деятельностного, личностно-ориентированного, доступности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Использование таких технологий как: коммуникативных, игровых, сотрудничества.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта:
Для меня важно, чтобы ребёнок, приходя на занятия, был не пассивным участником учебного процесса, а сам мог активно принимать участие в обучении. А для этого необходимо каждого ребёнка учить учиться. Одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. А это может происходить только при организации действительно творческой деятельности.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если: создаётся подлинно творческая атмосфера (для этого использую музыкальное сопровождение, маски, изображения героев, презентации), способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка; обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи; осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей. Над данной темой работаю третий год.
На уроках литературного чтения активно использую:
1. различные виды сочинений (Сочините свою сказку про зайца и волка. К уроку на тему: С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка». Тема: Г. Горбовский «Розовый слон». Сочини свою сказку о слонике.);
- конструирование (Построение предложений. Из предложенных слов составьте предложение: сделал, зимой, кормушку, Ваня; Родине, жить, служить. Словесное рисование. Например, при знакомстве со стихотворениями А. Прокофьева «Как на горке, на горе» и А. Фета «Чудная картина...» предлагала детям описать словами картину, которая возникает при чтении. Составление планов. В 4 классе ребята самостоятельно могут составлять план для пересказа. Например, при изучении темы: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». На сколько законченных смысловых частей можно поделить текст? Озаглавьте каждую часть.);
- составление таблиц, схем (для сравнения героев, их поступков). Например, урок по теме : А. Гайдар «Совесть». Вспомните действия Нины на протяжении всего рассказа. Выразите свое отношение к поступку Нины в его начале и занесите это в таблицу. Выразите свое отношение к поступку Нины в конце рассказа. Как она себя чувствовала? Занесите в таблицу. Как меняется ваше отношение к Нине? При знакомстве с произведением В. Голявкина «В шкафу» дети составляют схему-характеристику для главного героя Цыпкина — шалун, озорник, лентяй. Каждое своё мнение доказывают и обосновывают словами из текста.
- «открытие» способов словообразования (Догадайся, из каких слов образовано слово ДОБРОДУШНЫЙ. Каково его значение? Читай целыми словами: МАЛО — МАЛЕНЬКО - МАЛЕНЬКАЯ; ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ — ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ Как называются такие слова? (Родственные или однокоренные) Почему?);
- анализ литературных произведений, с целью доказательства какого-либо предположения ( Тема: В. Голявкин «Про весёлую книжку». Предположите по названию произведения какое настроение будет у главного героя. Учащиеся отвечают, что настроение у гланого героя будет весёлым, так как он читает или смотрит весёлую книжку. Но при прочтении рассказа ребята убеждаются в обратном. Выясняется, почему так произошло.);
- распространение предложений (Учащимся даётся короткое предложение: Медвежонок подружился с Зайцем. Дети должны распространить , дополнить, уточнить предложение: Летом Медвежонок подружился с весёлым Зайцем.);
- придумывание окончаний к произведениям (Тема: Г. Горбовский «Розовый слон». Задание: придумай продолжение этой истории.);
- составление рисунков, картинного плана, динамического плана ( Тема: Л. Пантелеев «Карусели». Задание по рядам: I ряд составляет план рассказа из предложенных рисунков, на которых изображены движения детей; II ряд — изображает картинный план; III ряд — показывает план рассказа движениями.);
- издание стенгазет, мини-журналов, альбомов, где используются результаты творчества детей. (Созданы альбом с иллюстрациями изученных произведений (Например, «Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения»), мини-журналы с придуманными детьми потешками, песенками про зайчика ( при изучении темы «Не пиф, не паф!» В. Драгунский.), загадками (Например, при изучении темы «Кто слово найдёт?» А. Шибаев.), выпущены стенгазеты «Мой любимый художественный герой», «Авторы, герои и произведения в ребусах, загадках, кроссвордах».)
- инсценирование (Дети инсценировали русскую народную сказку «Лиса и журавль» и показали её на внеклассном мероприятии в рамках Недели наук);
- игра «Радиотеатр» (Покажи голосом своего героя. Какую интонацию выберешь? Почему?);
- подбор характеристик (Какой может быть улыбка, походка, выражение лица главного героя, героев произведения? (с последующим показом);
- подбор синонимов, антонимов при характеристике героев (При знакомстве двух произведений С. Баруздина «Кузнец» и Б. Заходера «Петя мечтает» детьми подбираются слова-антонимы при характеристики герое: Кузнечик трудолюбивый, а Петя ленивый, Кузнечик ответственный, а Петя мечтательный. Синонимов: Петя ленивый, нетрудолюбивый, лодырь, бездельник; Кузнечик трудолюбивый, старательный, работящий, неленивый);
- изучение и применение фразеологических оборотов, «крылатых выражений» (Тема: В. Зотов «За двумя зайцами» - За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Когда так говорят? Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль» - Как аукнулось, так и откликнулось. Как понимаете эту фразу? Тема: С. Баруздин «Кузнец» - Всяк кузнец — кузнец своему счастью, если работать умеет. Объясните смысл этой фразы.);
- придумывание своего названия к изученному произведению ( Представьте, что вы писатели. А как бы вы озаглавили рассказ «Находчивость» Н. Носова? Какое название придумали бы вы к произведению Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»?);
- придумывание мини-стихотворений, песенок, считалок (дополни слоги до слов :му-, про-; закончи фразу: Раз, два, три, четыре, пять...; придумай рифму к слову (свечка — печка, речка … );соедини рифмующиеся слова: зайка, майка, бежал, дрожал);
игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала; чка — речка, печка, свечка; ка — рыбка, улитка ... ); придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова (например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину.);
- придумывание мелодии к стихотворению (Тема: В. Бардадым «Мы читаем!», В Гусев «Вот так кот!», Н. Бурсов «Кот и крот»; при изучении стихотворения Н. Матвеевой «Девочка и пластилин» (после даётся аудиозапись песни);
- творческий пересказ (изменение лица рассказчика) (Расскажите историю от лица тёти Нюши, произведение В. Голявкина «В шкафу»; расскажите историю от лица Светланы, произведение С. Воронина «Храбрый клоун»);
- составление устного письма герою (Что бы вы хотели посоветовать герою? За что бы хотели его похвалить, поблагодарить?);
- использование ИКТ (Детям заранее даю задание: приготовить сообщение об авторе на урок, найти интересную информацию об авторе в Интернете, истории создания того или иного произведения, например при знакомстве со сказками Г. Х. Андерсена, с рассказами Н. Носова; подготовить небольшую презентацию на тему «Книги» изучаемого автора.)
Такая работа не только развивают речь учащихся, фантазию и их воображение, но и позволит быть ребёнку грамотным «автором» или читателем, поможет лучше ориентироваться в тексте, владеть анализом, чувствовать произведение в единстве его формы и содержания.
Мои обучающиеся с интересом и без стеснения принимают участие в конкурсах чтецов на разную тематику, в конкурсах исполнения песен, в праздниках.
Считаю, что любое творчество — деятельность, результатом которой является создание чего-то нового, необычного. Работая на уроках литературного чтения творчески, ребёнок создаёт своё, новое.
3.2. Результативность опыта
- Активность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности и участие в конкурсах различного уровня.
Внеурочная деятельность: праздники «День осенних именинников», «Прощай, первый класс!», «Прощай, начальная школа!»
Участие в конкурсах:
год |
класс |
конкурс |
статус |
результат |
2011-2012 |
4 «Б» |
Конкурс
«Проба пера» |
районный |
Выпуск брошюры лучших стихов
участников |
2011-2012 |
4 «Б» |
Конкурс
чтецов «Мы будем помнить поимённо» |
школьный |
участие |
2012-2013 |
1 «А» |
Конкурс
солдатской и патриотической песни «Служить России!» |
школьный |
1 место |
2012-2013 |
1 «А» |
Конкурс
чтецов «Не смею говорить я о войне» |
школьный |
1 место |
2013-2014 |
2 «А» |
Конкурс
чтецов на патриотическую тематику |
школьный |
участие |
2013-2014 |
2 «А» |
Конкурс
чтецов «О мужестве, доблести и славе» |
школьный |
|
2013-2014 |
2 «А» |
Конкурс
солдатской и патриотической песни «Служить России!» |
школьный |
|
2013-2014 |
2 «А» |
Конкурс
чтецов «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живёшь» |
школьный |
Грамота за победу |
- Опыт работы обобщён на уровне ШМО.
- Опыт работы опубликован на сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/snigiryova-irina-viktorovna
Дата заполнения анкеты: 06.02.2014