Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» с. Шутихинское Катайского района Курганской области

1.2. Сведения об авторе (авторах) передового опыта:

Ф.И.О. Должность Образование Стаж Категория Награды, звания, учёные степени
Сартакова Елена Ивановна Учитель русского языка и литературы Высшее 30 лет первая  

1.3. Сведения об эксперте (экспертах)

Ф.И.О. Должность, место работы Образование Стаж Категория Награды, звания, учёные степени
Таланкина Людмила Алексеевна МБОУ Катайская СОШ №1,
учитель русского языка и литературы
высшее 29 лет высшая Почётный работник общего образования
Исакова Ирина Геннадьевна МКОУ «Шутихинская СОШ»,
директор
высшее 15 лет первая  
Чижова Надежда Николаевна МКОУ «Боровская СОШ»,
учитель русского языка и литературы
высшее 15 лет первая  

 

Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта: «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

2.2. Объект передового опыта: процесс применения ИКТ в МКОУ «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» 

2.3. Актуальность проблемы опыта: XXI век – век информационных технологий. Именно они играют особую роль в управлении качеством образования, а основой их являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес обучающихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов. 
Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИКТ к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
2.4. Условия функционирования опыта: кабинет русского языка и литературы, информатики, методическая и дидактическая литература, электронные учебники, выход в сеть Интернет, нормативно-правовая документация.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

 3.1.Описание сущности опыта: применение ИКТ на уроках русского языка и литературы дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания обучающихся в интерактивном режиме. Это повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры обучающихся.
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Цель: создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.
Задачи:
1. Обеспечить фундаментальную лингвистическую подготовку детей;
2. Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности обучающихся;
3. Подготовить обучающихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.
Практическое значение работы: разработки уроков с использованием ИКТ

Теоретическое значение работы: 

Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребёнка, а не «технотизировать» его личность. Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер - мой первый советчик и помощник. 
Я активный пользователь Интернет-технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки . Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков по предмету, прививать любовь и интерес к родному языку и литературе. В нашей школе работает кабинетная система, у меня свой кабинет русского языка и литературы, который оснащен компьютером, проектором. С помощью системы USB-модем «Билайн» использую Интернет на уроках. Хотелось бы еще и интерактивную доску. Как же данная тема реализуется мной в процессе работы? 
Прежде всего, я стараюсь совершенствовать свои знания в области ИКТ. Для этого я прошла 72-часовые курсы по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы», где я научилась делать презентации, работать в сети Интернет, создавать свой сайт и электронную почту. Но больше всего была рада, что преподаватели вуза научили нас создавать видеоролики средствами программы Soni Veqas. Много занимаюсь дома самостоятельно. И еще моими учителями очень часто были мои ученики и собственные дети. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Полученные знания и навыки применяю на практике. Компьютер использую почти на каждом уроке на разных его этапах. Часто, особенно в старших классах, ученики готовят сообщение и презентацию сами. В процессе подготовки обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляют контекстный поиск фактологической информации, связанной с жизнью и творчеством поэтов и писателей, используя доступ в глобальную информационную сеть – Интернет; выбирают наиболее важную и интересную информацию из огромного литературного материала. То есть по сути своей – это и есть проектная деятельность обучающихся. Такая работа способствует эффективному усвоению материала, активизирует самостоятельность обучающихся. Презентации на уроках литературы использую и на уроках, когда изучаем какое-то произведение. Такую презентацию создать сложно, поэтому эту работу я выполняю сама или использую опыт других учителей. 
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объеме, но отдельные эпизоды можно использовать. На внеклассных мероприятиях по литературе смотрим фильмы, затем коллективно их обсуждаем. Детям нравятся такие занятия, так как есть возможность и прочитать, и увидеть, а затем сравнить фильм и произведение. Если все же фильм просмотреть не успели, заинтересованные ученики досмотрят фильмы дома, даже слабоуспевающие. Так мы посмотрели фильм С. Бондарчука "Война и мир" в 10 классе, "Отцы и дети", "Преступление и наказание"; "Мастер и Маргарита" в 11 классе и другие. Сейчас к учебникам литературы прилагаются диски. Это очень удобно. Вместо того чтобы слушать учителя, можно послушать, например, стихотворение в профессиональном исполнении, чтобы дети учились правильному и красивому чтению. Также можно послушать музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С. А Есенина, А. Фета, Тютчева, В.Высоцкого, Л.Тумановой и других. С помощью презентаций мы также совершаем экскурсии в различные музеи-заповедники, где когда-то жили и творили великие писатели и поэты, проводим контрольный срез знаний. Такую возможность дал нам Интернет! Слушаем музыкальные произведения, соответствующие теме урока. Это далеко не полный перечень работы, которую я провожу на уроках литературы. 
На уроках русского языка возможностей для применения ИКТ еще больше. Весь материал презентаций поделен на теоретический и практический. Использую материал для закрепления (словарные диктанты с пропуском орфограмм, задания на постановку пропущенных знаков препинания и многое другое). 
Много работаем с тестами, так как этого требуют экзамены. ИКТ дают большие возможности для подготовки к ЕГЭ и ГИА, используя на уроке сайты «РЕШУ ЕГЭ», «ЕГЭ на 5», материалы ФИПИ. Я проецирую тесты на экран, мы их коллективно прорешиваем, затем даются подобные тесты для самостоятельной работы обучающихся. Когда работа завершена, правильные ответы проецируются на экран. Это экономит время на уроке, активизирует обучающихся. При подготовке к ГИА можно также работать над сжатым изложением, используя ИКТ. Сначала высвечивается весь текст, затем мы решаем, какая информация является второстепенной и выделяем ее цветом. Затем работаем над языком текста: однородные члены заменяем обобщающим словом, в сложноподчиненных предложениях придаточные части заменяем причастными или деепричастными оборотами или преобразуем в простые предложения. Только после такой работы высвечивается готовый текст. Но это только на этапе обучения. Затем мы опять же с помощью компьютера уже без предварительной подготовки слушаем текст в записи и пишем сжатое изложение самостоятельно. Но ученикам уже такая работа дается легко, ведь они к этому готовы. Конечно, главная цель каждого учителя - достойно подготовить ученика к экзамену, но не нужно забывать и о других уроках. ИКТ очень помогают на уроках по развитию речи, особенно когда мы пишем сочинение по картине. Репродукции всегда были только в учебниках и очень мелкие и не всегда хорошего качества. Теперь можно создать презентации, в которых и репродукция крупная и четкая, и о художнике можно рассказать и показать другие его работы, поработать над языком сочинения, дидактическим материалом. 
Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности обучающихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у обучающихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. 
ИКТ применяю не только на уроках, но также делюсь опытом со своими коллегами: провожу открытые уроки, семинары. В моем педагогическом арсенале - многообразие видов нестандартных уроков (уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-соревнования, проблемные уроки), накопленный за годы преподавательской деятельности богатый дидактический и наглядный материал. 
Чтобы идти в ногу со временем, постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения. Я не только пользователь Интернет-сайтов, я сама являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на разных сайтах: "Учительский портал", «Завуч», «Педсовет», "Современный учительский портал", "Социальная сеть работников образования". Также я создала свой мини-сайт, где разместила свои материалы. 

3.2. Результативность опыта: В 2012-2013 учебном году все мои ученики успешно сдали ЕГЭ по русскому языку: средний балл составил 54,1, минимальный-37, максимальный-72, две мои выпускницы получили золотые медали. В 2010-2011 году я выпускала 9 класс. Все дети также успешно справились с экзаменами. Русский язык сдавало 14 обучающихся, на «5» - 3 ученицы, на «4» - 2 ученика, на «3» - 9, % успеваемости - 100, качество-36%. С приходом ИКТ дети стали активнее участвовать в различных конкурсах и научно-практических конференциях и занимать призовые места. 
Вывод: использование компьютерных технологий: 
– повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
– повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;
– осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
– обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
– улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
– повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;
– расширяет объём предъявляемой учебной информации.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

 

Дата заполнения анкеты: 25.03.2014