Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Катайск

1.2. Сведения об авторе передового опыта

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Санникова Татьяна Васильевна

МОУ СОШ №2, учитель начальных классов

высшее

34

первая


1.3. Сведения об экспертах

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени

Косотурова Наталья Анатольевна

МОУ «Катайская средняя общеобразовательная школа №1», учитель начальных классов

высшее

17

высшая

 

Бастрикова Людмила Алексеевна

МОУ «Катайская средняя общеобразовательная школа №1», учитель начальных классов

Среднее специальное

20

высшая

Почётная грамота Министерства образования

Шаркова Наталья Вениаминовна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», учитель начальных классов

высшее

27

высшая

Почётная грамота Министерства образования



Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»


2.1. Наименование темы опыта : Развивающие игры на уроках в начальной школе.

2.2. Объект передового опыта: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Катайска.

2.3. Актуальность темы
В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.
Но учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоение учебного материала. На уроке должны быть созданы условия, способствующие становлению и развитию у младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии. И достичь этого можно игровой деятельностью на уроках.
Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре, как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отдых от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

2.4. Условия функционирования опыта Наличие кабинета, оборудования, программного обеспечения, методической литературы, дидактического и наглядного материала.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта:
Мы часто слышим о перегрузках в школе у младших школьников. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приемы обучения на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной.
Поэтому задолго до начала учебного года меня волнуют вопросы: с чего начать? Как сделать обучение эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению?
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает усвоить знания, повысить эффективность урока. В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить. Во время путешествий ставлю, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки. Этому помогают игры: «Аквариум», «Кто соберет в дорогу больше вещей», «Цирк», «Собери букет», «Пирамидка», «Магазин». Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, так как все хотят быть покупателями, пассажирами, машинистами. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя – научить малыша самостоятельно учится, формировать у него потребность активно относится к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.
Перед уроками использую быстрое тестирование. Предлагаю на выбор детям несколько цветов – ребенок выбирает более подходящий к его настроению тест. Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников использую следующие методики: градусник, краски, настроение, остров невезения, лесная школа.
Для проверки знаний использую перфокарты. Они помогают быстро проверить знания учащихся, экономя время на уроке, активизируют самостоятельную работу детей. Я стараюсь творчески подойти к изготовлению перфокарт. Красочно оформленные в виде изображения какого-либо предмета (рыбы, топора, цыпленка и др.), такие перфокарты привлекают внимание детей, позволяют с большим интересом работать на уроке. Данные перфокарты можно применять на уроке, как в коллективной, так и в индивидуальной работе.
Очень важно интересно начать урок, т. к. организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочего настроения и поэтому требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности. Я, как и каждый учитель, стремлюсь к быстрому включению детей в работу. Для этого, чтобы заинтересовать ребенка с первых минут урока использую такие приемы: введение в урок с помощью сказочного сюжета, рифмованное начало урока, начало урока с элементами театрализации, с эпиграфа к уроку; создание мотивации: включение в содержание элементов новизны, необычности, интересности, занимательности, противоречивости, активный поиск и обсуждение учебной информации; эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своей, музыка в подарок, развиваем эмоции, посмотри в окно, цвет и настроение, моменты радости.
Иногда вначале урока погружаю детей в атмосферу доброжелательности, т.е. дети берутся за руки и желают друг другу доброго дня, хорошего настроения и активной работы на уроке. Когда дети чувствуют положительную энергию друг друга – настроение и отношение к учебному процессу у них повышается.
«Выгляни в окошко»- пофантазировать по картине, например, «Зимний пейзаж». Для творческого процесса очень важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное – за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами. Игры «Назови отличие», «Поиск общего», «Группировка слов». При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов.
На уроках использую игры с природным материалом: «От какого дерева лист?», «Разложи листья по убывающей величине». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Использую настольно – печатные игры, они разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи.
На уроках «Окружающего мира» целесообразно вести различные игры-диалоги. В теме «Семья» дети разыгрывают телефонные диалоги.
В теме «Осень» организуется «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зиме. Очень интересны игры – путешествия, которые происходят с использованием карты, глобуса, иллюстраций. Игры – экскурсии, например, «На ярмарке», «В музее», «Экскурсия по родному краю» и др.
Очень любят дети нестандартные уроки. Обычно, такие уроки провожу в завершении изучения темы, либо начиная новую. Использую следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВНы, викторины и т.д.); уроки – путешествия; уроки – фантазии; уроки – сказки, уроки – сюрпризы и др.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, следовательно, благодаря игре, повышается эффективность урока, но при условии:
 - систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
 - учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
 - создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

3.2. Результативность опыта
При построении урока с использованием игровых форм возникает активность ребят, их работоспособность, они не утомляются.
У детей формируются такие необходимые качества, как:
 - положительное отношение к школе, к учебному предмету;
 - умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
 - добровольное желание расширять свои возможности;
 - раскрытие собственных творческих способностей.
Снижается проблема перегрузки учащихся.
Наблюдается положительная динамика уровня обученности учащихся:
 - неуспевающих нет;
 - качественные показатели по годам:
2008-2009 - 54%
2009-2010 - 56%
2010-2011 - 60%



Дата заполнения анкеты: 14.01.2012