Обобщение опыта по проблеме:
Практико-ориентированный характер обучения профессии "тракторист-машинист"

Час работы научит большему, чем день объяснений.
Ж.Руссо

На основании Закона РФ «Об образовании» общеобразовательные учреждения могут осуществлять профессиональную подготовку школьников.
В нашей школе учащиеся старших 9-11 классов на уроках труда овладевают профессией тракторист-машинист.

Эффективная и качественная подготовка квалифицированных рабочих возможна только при наличии хорошо подготовленной материально-технической базы профессионального обучения. С 1975 года в школе последовательно оборудовался кабинет машиноведения, роль которого неоценима в развитии учащихся, в их профессиональной подготовке. В кабинете учащиеся осваивают основные профессиональные приемы и действия, овладевают умениями и навыками их выполнения, он оборудован в соответствии с требованиями программы профессиональной подготовки. В кабинете имеется все необходимое для разборочно-сборочных регулировочных работ:
- гусеничный трактор ДТ-75
- колесный трактор МТЗ-80
- действующий дизельный двигатель
- отдельные тракторные агрегаты
- стенды по устройству узлов, систем
- раздаточный материал
- приспособления, инструменты
- комплекты учебных таблиц по тракторам, автомобилям, сельхозмашинам - техническая литература.

Все что имеется в кабинете изготовлено силами учащихся.

Для полного освоения содержания программы профессии тракторист-машинист, весь курс делится на теоретические и практические занятия, где учащиеся 9-11 классов в течении трех лет изучают назначение, устройство, принцип действия, техническое обслуживание, технологические регулировки, признаки, причины и способы устранения основных неисправностей тракторов, агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин и зерновых комбайнов, правила дорожного движения и основы безопасности движения, технологию механизированных работ.

Практические занятия, на которые отводится большая часть курса, не только углубляют теоретические знания учащихся, но играют и значительную воспитательную роль: прививают уважение к труду, любовь к избранной профессии , желание совершенствовать свое мастерство, формируют личность будущего рабочего.
Практические занятия являются одним из методов трудового обучения в школьных мастерских. Они заключаются в проведении учащимися разборочно-сборочных и других работ.

Практические занятия на уроках машиноведения помогают учителю реализовать политехническую направленность трудового обучения и позволяют формировать измерительные, вычислительные, диагностические и другие обобщенные политехнические знания и умения. " Политехническое образование призвано сформировать качества личности, знания и умения, позволяющие ориентироваться во всей системе современного общественного производства, помогающие сознательному выбору профессии, быстрейшему овладению ею, а в случае необходимости, и освоению смежных профессий." / Атутов П.Р., Поляков В.Н. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.1985.С.З/.

Современные тракторы и автомобили - сложные машины. Объем знаний об их устройстве, полученный на теоретических занятиях, недостаточен для уяснения особенностей конструкций всех важных деталей изучаемой машины. Подробно такое изучение ведется на практических занятиях учащимися.

Первая и главная учебная цель практических заданий - закрепить, углубить, расширить и конкретизировать знания, полученные в классе и усвоенные при домашнем изучении материала. Изучая машину на практических занятиях, учащиеся пользуются инструментом для разборочно-сборочных и регулировочных операций. В результате этого достигается и вторая цель - приобретение первоначальных умений работать с инструментом и проводить монтажные работы.

Выполняя практические работы каждому ученику следует помнить о культуре труда. и Культура труда вырабатывается только тогда, когда в процессе работы обдумывают, какими приемами безопаснее, точнее, легче и быстрее выполнить намеченную работу. Она начинается с порядка на рабочем месте, с продуманной раскладки инструмента и деталей, проявляется в бережном использовании книги, плакатов и других пособий в аккуратном обращении с измерительными инструментами. / Б.М. Гельман. Сельскохозяйственные тракторы и автомобили. М.,1987.0.5/. Культура труда характеризуется высоким качеством любой работы, в том числе и работы механизатора, который владея ею работает правильно, без лишних движений и действий, без суетливости, с использованием наилучших безопасных приемов. Кроме того " Организация практической деятельности учащихся в кабинете механизации сельскохозяйственного производства, школьном гараже, ремонтных мастерских колхоза или совхоза способствует формированию у школьников ответственного отношения к труду, активности, добросовестности, самостоятельности, творческого подхода к работе, организованности, настойчивости, других нравственных ,и волевых качеств. / Жаров М.С. Методика курса "Трактор". М., 1986. С.10/.

При выполнении монтажных работ на практических занятиях учащиеся обязаны знать следующие приемы:
- Чтобы облегчить отвинчивание туго сидящей гайки, перед этим следует отстучать грани гайки молотком.
- Если резьба болта или шпильки забита грязью, отмыть резьбу водой или очистить, только после этого смочить маслом.
- Везде, где можно, лучше пользоваться накидными или торцевыми ключами, так как они хорошо держатся на гайках, безопасны и удобны в работе.
- При завинчивании гайки, подлежащей шплинтовке, для совпадения прорези с отверстием ее поворачивают в сторону увеличения затяжки.
- Особо осторожно затягивать болт, винты и гайки малых диаметров / 8...10 мм/ потому, что легко сорвать резьбу или оборвать стержень винта.
- Для выпрессовки валов, осей, крышек, пользоваться съемниками.

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью учителя и учащихся. В ходе урока следует обеспечивать активную познавательную деятельность учащихся, используя разные формы ее организации: фронтальную, групповую и индивидуальную.
Соотношение различных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, выбор наиболее оптимальных вариантов нужно определять с учетом содержания изучаемого материала, методов обучения и специфики класса. 

«Эффективность современного урока основывается на творческой работе учителя и обучаемых, на формировании самостоятельности и системности мышления учащихся, широкой реализации межпредметных связей, связи обучения с жизнью с трудовым и политехническим обучением, производительным трудом учащихся и внеучебной их деятельностью». /Педагогика. Под редакцией Бабанского Ю.К.С.430/.

Непосредственную подготовку к уроку машиноведения следует начать с составления плана, в котором необходимо отразить такие основные компоненты: тему и цель занятия, оборудование и наглядные пособия, межпредметные связи, примерный ход урока, структурные элементы урока, их содержание и время проведения, методы обучения, контрольные вопросы и задания, деятельность учителя и учащихся и т.п.

Хорошо составленный план урока обеспечивает целенаправленную и эффективную деятельность учителя и учащихся, правильное и полное использование урока, логическую последовательность изучения учебного материала с достаточной полнотой.

При выполнении практических работ особое внимание следует уделять вопросам техники безопасности и противопожарным мероприятиям. Каждое практическое занятие должно состоять из организационной, собственно рабочей и заключительной частей.

Организационную часть, которой нужно отводить по возможности небольшое время, следует начинать с проверки знаний учащихся по той теме, по которой проводятся практические занятия. Затем следует сообщить учащимся о цели, последовательности выполнения задания, объяснить назначение и приемы пользования инструментами и приспособ-лениями, рассказать о требованиях к организации рабочего места и культуры труда, сообщить порядок работы каждого звена, ознакомить их с технологическими картами. Важно обратить внимание учащихся на бережное отношение к инструментам / деталям, узлам, машинам/, соблюдение правил техники безопасности и объяснить не только безопасные приемы работы, указанные ч технологических картах, но и предупредить учащихся о возможности травматизма из-за незнания особенностей устройства некоторых механизмов.

Основной задачей собственно рабочей части практических занятий является формирование у учащихся навыков по разборке, сборке, регулированию и техническому обслуживанию агрегатов, узлов и механизмов. Здесь важно работать целенаправленно в определенной последовательности и правильно пользоваться инструментами и приспособлениями. Поэтому надо особенно внимательно следить за выполнением этой части работы. И если учащиеся разбирают узел или механизм неверно, нарушая
Технологическую последовательность, необходимо приостановить работу и показать правильные приемы. После выполнения практической работы учащиеся обязаны убрать и привести в порядок рабочее место, проверить исправность оборудования.

Заключительная часть практического занятия должна быть посвящена подробному разбору и анализу работы.

Практическую работу учащиеся начинают с ознакомления технологической карты, чтобы понять цель и содержание работы. Затем они повторяют теоретический материал по учебнику, чтобы осмыслить назначение устройство, принцип действия изучаемого объекта. Время для этого отводится в зависимости от сложности материала от 5 до 10 минут. После этого выполняют разборочно-сборочные, измерительные, регулировочные и другие операции. Когда возникают у учащихся вопросы, то им предлагается ответы найти самостоятельно / в технологических картах, на плакатах или в учебниках/, что способствует воспитанию у учащихся самостоятельности, настойчивости, трудолюбия, умений работать с учебно-справочной литературой. Когда учащиеся затрудняются в выборе правильного решения или нарушают правила мер безопасности на помощь приходит учитель.

В содержании практических работ можно выделить следующие основные направления: изучение устройства, принципа действия, регулировки, технический уход. " Основной задачей практического обучения является формирование у учащихся профессиональных навыков, умений осознанно применять полученные знания и дальнейшее их закрепление в процессе производительного труда. /Профессиональное обучение, 10-11 классы. Программы средней общеобразовательной школы.М.1987.С.1/.
При выполнении практических работ в кабинете используются следующие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, фронтально-звеньевая, цикловая. При фронтальной форме все учащиеся выполняют одновременно одинаковое задание. Учащиеся слушают объяснения, ведут записи, наблюдают показ практических приемов, изучают наглядные пособия и др. Преимущество этой формы в том, что нет разрыва между теоретической и практической частями изучаемого материала. В результате создаются благоприятные условия для систематического и последовательного выполнения программы и целенаправленного руководства учебной деятельностью учащихся. При фронтально-звеньевой форме класс делится на несколько звеньев 3,4 или 5 звеньев по два, три человека в каждом. Все звенья выполняют одинаковую работу одновременно, например, при изучении системы питания двигателя, системы смазки двигателя / в кабинете имеется несколько насосов высокого давления, всережимных регуляторов, масляных насосов и др./ Эта форма организации практических работ уменьшает разрыв по времени между изложением нового материала и выполнением практических работ. В результате повышается качество знаний учащихся и эффективность формирования у них практических умений. Цикловая форма организации практических работ используется тогда, когда недостаточно узлов в кабинете для фронтально-звеньевой формы, например, при изучении ходовой части трактора. Класс делится на звенья и каждое звено выполняет свою работу. Учащиеся меняются рабочими местами по графику. Например, если в 11 классе по теме "Ходовая часть тракторов11 программой предусмотрено три практических занятия двухчасовых, то график будет выглядеть следующим образом.

График смены рабочих мест звеньями.
Наименование практической работыЧисло часовДата выполнения работы
13.0120.0127.01
№1 Ознакомление с устройством ходовой части тракторов2№1№2№3
№2 Регулировка колеи передних и задних колес трактора, Монтаж и демонтаж пневматической шины2№2№3№1
№3 Техническое обслуживание ходовой части2№3№1№2

В конце практических занятий, до подведения итогов, те учащиеся которые справляются с заданиями раньше им предлагаются тестовые задания разной формы: тесты на различение, тесты подставки, конструктивные тесты, определение названий деталей и др. Это дает дополнительный стимул целенаправленного качественного выполнения практических работ.

На уроках по изучению правил дорожного движения, при решении практических задач, используются программированные задания. Кроме того данный раздел программы профессиональной подготовки изучается, закрепляется при использовании компьютерной техники, где дается широкий выбор тестирования по всем направлениям правил дорожного движения. Это и обычные программированные задания, и задания в динамике, и значительный объем экзаменационного материала. / см. приложения/.

Любая полноценная деятельность состоит из трех частей: мотив, исполнение, оценка. Отсутствие побуждения к деятельности, то есть мотива, превращает ее в хаотическое скопление отдельных действий без ясной цели. Отсутствие оценки также превращает деятельность в случайную. При оценивании действий ученика выполняющего практическую работу, его результат можно сравнить с тем, как он выполнял предыдущую работу, как такую же работу выполняют другие ученики или с установленными нормативами. Первый способ оценивания можно назвать личностным, второй сопоставительным, а третий нормативным.

В настоящее время в дидактике в методических рекомендациях используется в основном нормативный способ оценивания работы учащихся. Но не следует отходить от личностного и сопоставительного способа, особенно при выполнении практических работ. При личностном способе оценивания учебной работы следует помнить о продвижении каждого ученика в его развитии. Однако, для того чтобы ученики имели ясный ориентир в своих действиях, нужно использовать и нормативный способ оценивания, давая тем самым учащимся зримые, наглядные образцы для их работы.

При сопоставительном способе оценивания не желательно его использовать в явном виде, особенно на практических занятиях, так как способности и возможности у всех разные и просто не гуманно сравнивать успехи и неудачи отдельных учащихся. В то же время надо сделать так, чтобы сами ученики могли им пользоваться, потому что такое сравнение может служить мощным стимулом для овладения профессии тракторист-машинист.

На занятиях по машиноведению используются разные виды учета успеваемости учащихся: текущий / на каждом занятии/, тематический учет / после изучения темы и выполнения практических работ по этой теме/ итоговый учет / в конце полугодия и учебного года/ и заключительный учет / после изучения всего курса/.
Заключительный учет в школе ежегодно проводится в виде квалификационных экзаменов. Экзамены принимаются аттестационной районной комиссией с приглашением инспектора Гостехнадзора Катайского района .

На экзаменах контролируются знания учащихся о назначении, устройстве, действии и техническому обслуживанию изучаемых тракторов. Учащиеся выполняют квалификационные пробные работы по проверке, регулировке некоторых узлов.

Кроме того учащиеся сдают экзамен по правилам дорожного движения и практическое вождение трактора.

Практические работы и в целом весь курс профессиональной подготовки дополняется общением с механизаторами экскурсиями на машинный двор КФХ «Бушухин». Эффект от экскурсий значительно увеличивается, когда в их проведении принимают участие специалисты хозяйства. Перед проведением экскурсии со специалистом вначале обсуждается цель и ее план. Следует заострить внимание учащихся :каким образом и почему механизаторы добиваются высоких результатов производительности труда. При проведении экскурсии школьники ближе узнают об условиях труда, передовых формах его организации и выполняемой работе механизаторов. В процессе профессиональной подготовки таким образом, следует углублять профессиональную ориентацию учащихся. " Осознанный выбор профессии учащимися возможен лишь тогда, когда у них есть определенный объем знаний о них и ученики могут соизмерять свои желания, возможности, а так же требования профессии к личности с потребностями общества в специалистах данной профессии." / Профессиональная ориентация учащихся. Под редакцией А.Д.Сазонова. М.,1988.С.57/.

Старший школьник стоит на пороге самостоятельной деятельности. Поэтому для него мотивом профессиональной подготовки /особенно в настоящее время, когда нет экономической стабильности в государстве, когда молодым людям трудно найти работу / является стремление подготовить себя к самостоятельной жизни. Готовность к выбору профессии воспитывается на лучших примерах. Ребята встречаются с такими заслуженными передовиками сельского хозяйства, как Бушухин М.В. - агроном, лауреат Государственной премии, Скаредин В.Н.- тракторист-машинист, лауреат премии Мальцева. 

В школе имеется производственная бригада, пришкольный участок, необходимая техника- трактор, тракторный прицеп, сеялка, культиватор, картофелекопатель. Ежегодно в школьное овощехранилище засыпается достаточное количество овощей для школьной столовой на питание учащихся. Излишки овощей реализуются другим организациям района.