Модульная анкета обобщения передового опыта
БЛОК №1 «Общие сведения»
1.1.Адрес передового опыта: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шутихинская средняя школа»
1.2.Сведения об авторе (авторах) передового опыта
ФИО | Должность | Образование | Стаж | Категория | Награды, звания |
Попова Мария Валерьевна | Учитель географии | высшее | 10 лет | - | - |
1.3.Сведения об экспертах
ФИО | Должность, место работы | Образование | Стаж | Категория | Награды, звания |
Баженова Елена Викторовна | учитель географии и биологии, МКОУ «Верхнетеченская СОШ им.М.С.Шумилова» |
высшее | 14 лет | первая | |
Бородай Елена Иосифовна | Учитель географии, МКОУ «Боровская СОШ» |
высшее | 24 года | высшая | Почетный работник общего образования РФ |
Исакова Ирина Геннадьевна | Директор, КОУ «Шутихинская СОШ» |
высшее | 7 лет | первая |
БЛОК №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1.Наименование темы опыта Реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении географии как средства развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся
2.2.Объект передового опыта учащиеся 5-7 классов МКОУ «Шутихинская СОШ»
2.3.Актуальность проблемы опыта
Перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.
Проблема развития одаренных или способных детей в нашей школе стоит также остро, как и в других учебных заведениях района, области, России. Отсутствие необходимого материально-технического и финансового обеспечения, отсутствие учреждений дополнительного образования ставит под сомнение возможность развития детей в условиях сельской местности. Поэтому основной задачей развития способных детей сельских общеобразовательных учреждений – создание творческой среды для выявления и развития талантливых обучающихся, поиск эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса за счет имеющегося ресурсного потенциала. В этой связи особенно актуальной становится проблема использования в преподавании географии принципа личностно – ориентированного подхода как средства развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.
2.4.Условия функционирования опыта Наличие кабинета, оборудования, программного обеспечения, методической литературы, дидактического и наглядного материала
БЛОК №3 «Практико - прикладная интерпретация опыта»
3.1.Описание сущности опыта Основой моей работы как педагога школы является выявления мотивированных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждой личности на основе ее включения в разнообразную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, для ее дальнейшей успешной социализации.
Для решения данных задач в курсе изучения географии я использую личностно-развивающее обучение (ЛРО). Это обусловлено рядом причин:
- развитие российского общества требует формирования в человеке индивидуальности, позволяющей ребенку оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;
- современные дети мобильны и раскрепощены, а это требует от нас, педагогов, применения новых подходов и методов взаимодействия с учащимися;
- современная школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Технология личностно-ориентированного подхода в обучении, рассчитанная на раскрытие потенциальных возможностей личности, на выявление талантливых, одаренных детей осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения.
Организуя работу с одаренными детьми, я использую следующие формы:
- развивающая урочная деятельность (проблемное обучение, работа в группах, проектно-исследовательская деятельность, игровые, информационно - коммуникативные технологии);
- предметные недели, олимпиады, тематические праздники.
- тренинговые упражнения на развитие мышления, воображения. На уроках дети работают с карточками, содержащими усложненные, творческие варианты заданий. Использование дифференцированных заданий, разноуровневых контрольных работ позволяет обучающимся успешно осваивать предмет. Особое внимание уделяю подготовке учащихся к олимпиадам. Для этого использую задания различной сложности. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала детей я считаю метод проектов. Участие в проектирование развивает исследовательские способности детей: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивает коммуникативные навыки общения. Вместе с тем, в этой технологии активно формируется опыт творческой деятельности учащихся и их эмоционально – ценностное отношение к миру. Считаю, что данный метод проектов как разновидность личностно-ориентированного обучения, является эффективным способом развития творческого потенциала обучающихся на уроках географии.
3.2.Результативность опыта (цифры, %)
Таблица результатов внешней оценки
Учебный год | Форма внешней оценки | Класс | Кол-во сдававших | % выполнения | Качество, % | Средний балл |
2010-2011 | экзамен | 9 | 4 | 100 | 50 | 3,5 |
2011-2012 | экзамен | 9 | 2 | 100 | 100 | 4 |
2012-2013 | экзамен | 9 | 4 | 100 | 75 | 4 |
Участие во II туре Всероссийского этапа предметных олимпиад по географии
Учебный год | Класс | Количество участников | Результат |
2010-2011 | 9 | 1 | 2 место |
2011-2012 | 9 | 1 | 2 место |
2012-2013 | 7 | 1 | 1 место |
Участие в научно-практических конференциях
Учебный год | Количество участников | Уровень участия | Результат |
2011-2012 | 2 | муниципальный | 2 |
Адреса внедрения опыта: школьное, районное методические объединения; размещение материалов на сайте методкабинета МУ «Управление образования Катайского района», на личном сайте http://popowamaria.ucoz.ru/.
Дата заполнения анкеты: 07.02.2014