Модульная анкета обобщения передового опыта

БЛОК №1 «Общие сведения»

1.1.Адрес передового опыта: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шутихинская средняя школа»

1.2.Сведения об авторе (авторах) передового опыта

ФИО Должность Образование Стаж Категория Награды, звания
Попова Мария Валерьевна Учитель географии высшее 10 лет - -

1.3.Сведения об экспертах

ФИО Должность, место работы Образование Стаж Категория Награды, звания
Баженова Елена Викторовна учитель географии и биологии,
МКОУ «Верхнетеченская СОШ им.М.С.Шумилова»
высшее 14 лет первая  
Бородай Елена Иосифовна Учитель географии,
МКОУ «Боровская СОШ» 
высшее 24 года высшая Почетный работник общего образования РФ
Исакова Ирина Геннадьевна Директор,
КОУ «Шутихинская СОШ»
высшее 7 лет первая  

 

БЛОК №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1.Наименование темы опыта Реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении географии как средства развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся

2.2.Объект передового опыта учащиеся 5-7 классов МКОУ «Шутихинская СОШ»

2.3.Актуальность проблемы опыта 
Перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. 
Проблема развития одаренных или способных детей в нашей школе стоит также остро, как и в других учебных заведениях района, области, России. Отсутствие необходимого материально-технического и финансового обеспечения, отсутствие учреждений дополнительного образования ставит под сомнение возможность развития детей в условиях сельской местности. Поэтому основной задачей развития способных детей сельских общеобразовательных учреждений – создание творческой среды для выявления и развития талантливых обучающихся, поиск эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса за счет имеющегося ресурсного потенциала. В этой связи особенно актуальной становится проблема использования в преподавании географии принципа личностно – ориентированного подхода как средства развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.

2.4.Условия функционирования опыта Наличие кабинета, оборудования, программного обеспечения, методической литературы, дидактического и наглядного материала

 

БЛОК №3 «Практико - прикладная интерпретация опыта»

3.1.Описание сущности опыта Основой моей работы как педагога школы является выявления мотивированных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждой личности на основе ее включения в разнообразную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, для ее дальнейшей успешной социализации. 
Для решения данных задач в курсе изучения географии я использую личностно-развивающее обучение (ЛРО). Это обусловлено рядом причин:
- развитие российского общества требует формирования в человеке индивидуальности, позволяющей ребенку оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;
- современные дети мобильны и раскрепощены, а это требует от нас, педагогов, применения новых подходов и методов взаимодействия с учащимися;
- современная школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
  Технология личностно-ориентированного подхода в обучении, рассчитанная на раскрытие потенциальных возможностей личности, на выявление талантливых, одаренных детей осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения.
Организуя работу с одаренными детьми, я использую следующие формы: 
- развивающая урочная деятельность (проблемное обучение, работа в группах, проектно-исследовательская деятельность, игровые, информационно - коммуникативные технологии);
- предметные недели, олимпиады, тематические праздники. 
- тренинговые упражнения на развитие мышления, воображения. На уроках дети работают с карточками, содержащими усложненные, творческие варианты заданий. Использование дифференцированных заданий, разноуровневых контрольных работ позволяет обучающимся успешно осваивать предмет. Особое внимание уделяю подготовке учащихся к олимпиадам. Для этого использую задания различной сложности. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала детей я считаю метод проектов. Участие в проектирование развивает исследовательские способности детей: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивает коммуникативные навыки общения. Вместе с тем, в этой технологии активно формируется опыт творческой деятельности учащихся и их эмоционально – ценностное отношение к миру. Считаю, что данный метод проектов как разновидность личностно-ориентированного обучения, является эффективным способом развития творческого потенциала обучающихся на уроках географии. 

3.2.Результативность опыта (цифры, %)

Таблица результатов внешней оценки

Учебный год Форма внешней оценки Класс Кол-во сдававших % выполнения  Качество, % Средний балл
2010-2011 экзамен 9 4 100 50 3,5
2011-2012 экзамен 9 2 100 100 4
2012-2013 экзамен 9 4 100 75 4


Участие во II туре Всероссийского этапа предметных олимпиад по географии

Учебный год Класс Количество участников Результат
2010-2011 9 1 2 место
2011-2012 9 1 2 место
2012-2013 7 1 1 место

Участие в научно-практических конференциях

Учебный год Количество участников Уровень участия Результат
2011-2012 2 муниципальный 2


Адреса внедрения опыта: школьное, районное методические объединения; размещение материалов на сайте методкабинета МУ «Управление образования Катайского района», на личном сайте http://popowamaria.ucoz.ru/.
    
Дата заполнения анкеты: 07.02.2014