Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1.Адрес инновационного педагогического опыта: МКОУ «Верхнеключевская средняя общеобразовательная школа» Катайского района Курганской области

1.2. Сведения об авторе передового опыта

Ф.И.О.

Должность, место работы

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени

Плотникова Людмила Викторовна

Учитель истории и обществознания

высшее

29

высшая

Министерская грамота «Победитель конкурса лучших учителей РФ», 2006 г.


1.3. Сведения об экспертах

Ф.И.О.

Должность, место работы

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени

1.Кокшарова Наталья Николаевна

Учитель истории и обществознания

высшее

28

высшая

 

2.Попова Галина Александровна

Учитель истории и обществознания

высшее

24

высшая

 



Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Тема инновационного педагогического опыта
Краеведение в проектной деятельности обучающихся школы

2.2 Объект инновационного педагогического опыта 
Процесс развития умений и навыков, которые приобретают обучающиеся 5–11 классов МКОУ «Верхнеключевская СОШ», осуществляющие краеведческую деятельность в урочной и внеклассной работе

2.3. Актуальность проблемы опыта
Краеведение и проектная деятельность являются инновационными направлениями деятельности школы. В своей практике я пришла к выводу, что объединение двух направлений имеет положительный результат и ряд преимуществ:
- доступность;
- возможность написания учебных пособий, программы и практических приложений к ней;
- самостоятельный поиск объектов исследования;
- положительные изменения в учебной и воспитательной деятельности; 
- повышение практической направленности;
- профессиональная ориентация обучающихся.

2.4. Условия функционирования опыта 
1. Кабинет истории, оснащённый компьютером; 
2. Школьный краеведческий музей или уголок по краеведению;
3. Подборка учебных фильмов, видео, книг, статей, работ обучающихся краеведческой направленности. 
В нашей школе совмещённый кабинет истории и географии, в котором находится компьютер, телевизор, мультимедийная установка. Есть школьный музей.
Главную роль играет учитель, сам проявляющий интерес к краеведческой деятельности и привлекающий к данному направлению обучающихся и их родителей.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта:
Краеведение является одним из ведущих направлений деятельности МКОУ «Верхнеключевская СОШ» Катайского района Курганской области. В настоящее время сложилась система урочной и внеклассной краеведческой работы, включающая массовые, групповые и индивидуальные формы. Направления краеведения, применяемые в деятельности школы: 
- историческое; 
- географическое; 
- литературное; 
- этнографическое. 
Центральное положение в системе краеведческой работы занимает музей, с 30 марта 1976 года имеющий официальный статус «Школьный музей».

С 1993 года начинает развиваться школьная археология. В 2006 г. школа стала областной внедренческой площадкой по теме «Формирование у обучающихся исследовательских умений средствами элективного курса «Археология Курганской области».
Для работы с обучающимися написано учебное пособие «Древняя история Катайского района», разработаны задания к нему, проводятся занятия «Исторического краеведения» в 5-7 классах.
Краеведение широко используется в проектной деятельности обучающихся. Они работают над индивидуальными и групповыми проектами. Небольшие работы школьников начального и среднего звена постепенно перерастают в исследовательские проекты обучающихся старших классов. Среди проектов недавнего времени заслуживают внимания следующие:
- «Богоявленская церковь»;
- «История села Верхнеключевского»; 
- «Электронная книга памяти по Верхнеключевскому сельскому совету»;
- «Жемчужина Зауралья – Далматовский монастырь»;
- «Каталог палеонтологических находок»; 
- «Казахский национальный костюм»;
- «Синарские агаты» и др.
Над групповым проектом «Дорогами тысячелетий» (Путеводитель по Исетско-Синарскому междуречью) работали выпускники 2009 года. Они проявили настойчивость, упорство и творческий подход к делу. В сентябре и октябре 2008 г. состоялись экскурсии в село Никитинское, на слияние рек Синары и Исети, на Охонины брови, где находится городище эпохи раннего железного века, в деревню Борисово, на Зыряновское городище, в село Зырянское. Ребята сходили в поход на Марайский крестик, посетили районный краеведческий музей. В период работы над проектом велась видеосъёмка, осуществлялось фотографирование объектов, применялись компьютерные технологии. Эти умения и навыки необходимы современному человеку.
Главным итогом деятельности стало нанесение археологических и исторических памятников на карту Исетско-Синарского междуречья и описание туристического маршрута по наиболее интересным геологическим, природным, археологическим и историческим памятникам родного края. 
Анализируя плюсы и минусы проделанной работы, отмечу следующее:
- участие в проекте заставило обратиться к различным видам источников;
- участники проекта отметили, что за все время обучения в школе впервые занялись настоящим, интересным делом;
- ребята многое узнали о родном крае;
- учились работать в команде;
- другой уровень общения, раскрытия человека;
- применение ИКТ;
- появилась возможность выхода на другие проекты;
- в ходе работы был написан дополнительный материал;
- все работали с большим энтузиазмом;
- огромная затрата физических сил и времени;
- материальные затраты (бумага, файлы, краска для принтера, затраты на дорогу и т. д.). 
В 2010 г. старшеклассники собрали материал для небольшого проекта «Загляните в семейный альбом». Группа обучающихся 8 класса подготовила проект «Мамонты», материал прозвучал на районной краеведческой конференции.
Ребята имеют возможность выступить с результатами своей деятельности на уроках, внеклассных мероприятиях, они создают презентации, пишут статьи для местных СМИ. Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция старшеклассников «Ступень в будущее», на которой лучшие работы рекомендуются для выступления на районной краеведческой конференции. Ребята принимают участие в областных и всероссийских конкурсах, активно участвуют в краеведческих конференциях. В 2010 году к двум проектам «Богоявленская церковь» и «Туристический маршрут по Исетско-Синарскому междуречью» проявил интерес Катайский районный отдел культуры.
С 2005 года на линейке, посвящённой Последнему звонку, награждаются выпускники, за успехи в поисковой, музейной, краеведческой исследовательской деятельности. Возможно, во многом благодаря постоянной целенаправленной работе, выпускники школы выбирают гуманитарные профессии. С 2000 года историческое и юридическое образование получили 5 выпускников. В настоящее время учатся 6 человек. Положительное значение проектной деятельности в том, что её выбирают ребята, у которых начинает формироваться определённый интерес к какому-либо определённому направлению, к тому же краеведение открывает широкие возможности для исследований, открытий, а местный материал в настоящее время – самый востребованный и вызывающий неизменный интерес у всех, кто соприкасается с ним. 
Подводя итоги, можно остановиться на нескольких моментах проектной деятельности:
1. Организационный или подготовительный этап.
На данном отрезке времени проводятся экскурсии в музеи, на памятники природы и исторические объекты, организуются встречи с жителями края т. д. Обучающиеся сами выбирают направление деятельности, тему, или учитель предлагает возможные варианты. 
2. Работа над проектом.
Обучающиеся планируют свою деятельность, собирают материал, оформляют его. При желании составляют презентации.
3. Заключительный этап.
Ознакомление с результатами проектной деятельности на уроках, родительских собраниях, конференциях разного уровня или участие в конкурсах.

3.2. Результативность опыта. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. 
Положительные моменты:
1) устойчивый интерес к учебным дисциплинам, включающим краеведение;
2) активная внеурочная деятельность;
3) положительная динамика участия в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
4) участие в социальных проектах;
5) пополнение материала по краеведению;
6) приобретение практических навыков, работа с ИКТ;
7) создание банка презентаций;
8) профессиональное самоопредение выпускников.

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях

Год

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

Международный уровень

2008

2

1

-

-

2009

3

3

-

-

2010

3

1

1

1

2011

2

1

1

1


Обобщение опыта на муниципальном и региональном уровнях

Год

Муниципальный уровень

Региональный уровень

2007

1

3

2008

-

3

2009

1

-

2010

2

-

2011

-

2


Опытом работы в данном направлении делюсь с коллегами, выступая на конференциях, пишу статьи 
для местных и областных изданий:
1) в 2008 году в рамках областной научно-практической конференции, проводимой ИПКиПРО, опубликовала статью: Исследовательская деятельность в рамках областной площадки «Археология Курганской области»
2) опубликовала статью "Тайны ключа" в федеральном журнале "Нафаня", выпуск №4 (42) апрель 2011

Публикации в районной газете «Знамя»
1. Псалтырь начала XIX века. 3 августа 2007
2. Интересные находки. 17 августа 2007
3. На кости остались следы зубов хищника. 21 сентября 2007
4. Сибирский тракт. 18 января 2008
5. Здесь дым костров струился в небо, рождались дети, жизнь кипела. 25 июля 2008
6. Что такое археология? 15 августа 2008
7. Как попасть в прошлое, или что такое палеонтология? 31 октября 2008
8. Легенды о кладах. 21, 28 августа 2009
9. «Живая природа глазами детей Зауралья». 10 июля 2009
10. Секреты керамики. 12, 19 июня 2009
11. Заочная экскурсия. Юдинская культура. 11 сентября 2009
12. В гостях у Музееведушки. 30 октября 2009
13. «НЛО» улетело к Синаре. 12 февраля 2010
14. Что значит нашей жизни краткий миг, когда перед тобою вечность. 5 февраля 2010
15. Легенда о синарских агатах. 16 июля 2010
16. Археологические открытия в Савино. 23 июля 2010
17. Тайна пушечных ядер. 6 августа 2010
18. Разберём мамонта по косточкам. Скребки и скрёбла. 14 января 2011 
19. Кто о чём, а мы снова о мамонтах. 12 августа 2011

Публикации в областной газете «Новый мир»
1. Синарские находки на Охониных Бровях. 26 января 2007
2. Средневековые «спички». 3 мая 2007
3. Мифы создаются, а записываются позже... 1 ноября 2007 
4. Легенды о кладах. 18 января 2008
5. Сибирский тракт. 26 июля 2008
6. Погружение в прошлое. 14 января 2009
7. Весна – пора открытий. Июнь 2010
8. Имя на обелиске. 2 апреля 2011



Дата заполнения: 24.02.2012