Духовно-нравственное воспитание в молодежной среде

Писарева Елена Фадеевна,
заместитель директора по ВР

Проблема духовно-нравственного воспитания в том или ином населенном пункте всегда является актуальной на сегодняшний день. В постсоветский период произошли системные изменения во всех сферах, в том числе духовно-нравственной. В сознании всего населения страны произошло крушение идеалов, составляющих основу нравственности и духовности, уступивших место стремлению «делать деньги» любым способом и любой ценой.

Также объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей (аддикций), включая все виды так называемой «экранной зависимости» - телеманио, виртоманию (компьютерную игровую), интернет- манию. Другими объективными показателями духовного неблагополучия являются уход из дома, детские и подростковые беспризорность и бродяжничество (сотни тысяч детей), тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детских самоубийств, начиная с 6-ти летнего возраста, в том числе и групповых. 

65 лет тому назад врач, обследовавший русских женщин, угнанных в Германию писал: «Россию победить невозможно, пока у этого народа такая нравственность: более 90% обследованных мною лиц женского пола от 15-20 лет-девственницы» . Это высказывание напоминает нам о том, что целомудрие является не пережитком, а важным фактором национальной безопасности. Поэтому необходимо в первую очередь задуматься над тем как и каким образом восстановить, то упущенное временем воспитание целомудрия среди молодежи. 

В последние годы определяется тенденция восстановления традиций нравственно-духовного воспитания в России посредством введения в систему образования новых программ (например курса «Основы православной культуры и светской этики», «Истоки» и др.) 

Главным средством духовно-нравственного развития как воспитания является создание духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладываются необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности.

Поэтому считаю необходимо:
1.Создать единую развивающую, коррекционную, образовательную среду.
(Через создание культурно-образовательных центров).
2.Воссоздать молодежную игровую традицию и разработать современные методы, способствующие созданию одухотворенного молодежного игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, для формирования чувства общности, способности к сопереживанию
3.Организовать работу по взаимодействию с субъектами профилактики и общественными институтами макро и микросоциума на договорной основе по направлениям: 
 - профилактическая;
 - культурно-просветительская, культурно-эстетическая;
 - досуговая, спортивно-оздоровительная, нравственно-патриотическая.

В 4-м томе двадцатитомного Толкового словаря современного русского  литературного языка, вышедшего 1993 году дается следующее определение духовности: « духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической телесной сущности; богатство духовного мира человека, высокий уровень нравственных, интеллектуальных потребностей,норм». Данное определение говорит нам о том, к чему мы должны стремиться , решая вопросы воспитания.

Разумность всех жизненных проявлений означает, что все нагрузки и воздействие на организм должны быть на грани удовольствия, приносить положительные эмоции, доставляя радость. Разумность проявляется в чувстве меры. Главным является требование , доведенное до разумного конца всевозможных начинаний, умение вовремя остановиться и отказаться от задуманного, если оно не вписывается в систему ценностных представлений или требует неоправданного сверхнапряжения сил.

Сегодня необходимо воспитывать в молодежи самостоятельность. Важно научить ребят способности принимать критику и адекватно на нее реагировать; ответственности (а ее предпосылкой является возможность выбора – сознательного и добровольного принятия решения); внутренней дисциплине , предполагающей кроме четкого выполнения обязанностей осмысленную деятельность, в которую вносится творчество, стремление к общественной пользе. Именно внутренняя дисциплина, а не исполнительность «от сих до сих» отличает самостоятельного человека. Он управляет своими поступками, а не они им. По этому поводу вспоминаются мудрые слова А.С.Пушкина «Самостоянье человека-залог величия его».

Единство слова и дела как характерная черта духовности имеет место лишь тогда, когда знание интериоризировалось, присвоено личностью, отмечено пристрастностью сознания, то есть приобрело для юного человека личностный смысл. А чтобы это произошло, мы воспитатели молодого поколения должны так организовать жизнедеятельность юных, а точнее, выстроить диалог с ними, чтобы реальные жизненные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия поколений и внутри самого молодого поколения, побуждали юных действовать в определенном направлении, заданном целями воспитания, с тем чтобы передаваемые знания приобрели для них личностный смысл, чтобы знание стало одухотворенным (живым, по терминологии В.И.Зинченко).

На наших глазах происходит процесс девальвации слова, его обесценивание. Потоки самой разнузданной лжи льются с экранов телевизоров и со страниц периодической (и не только периодической) печати. Речь идет и о должностных лицах, которые врут на глазах миллионов и не испытывают дискомфорта. Что же делать нам , педагогам в таких ситуациях? Ответ может быть один, и он давно уже дан классиком литературы: «Жить не по лжи». Если не знаешь правды или не можешь ее сказать – не лги, промолчи или ответь что-то вроде «Я еще в этом не разобралась». Если же взрослые постоянно думают одно, говорят другое, делают четвертое – это так или иначе отражается на молодежи, воспроизводится ею в своей жизнедеятельности.

Нам, педагогам, надо учиться бережно относиться к слову, не употреблять его без надобности, не произносить того, что не прочувствовано и не обеспечено жизненными реалиями, собственным отношением и переживанием. Добросердечие, доброе расположение сердца и поступков – важнейшая нравственная составляющая духовности. Еще П.Ф.Лесгафт считал необходимым и достаточным для определения нравственного типа ребенка зафиксировать его проявления в четырех сферах: по отношению к себе, к людям, по отношению к правде, по отношению к делу. В одной и той же деятельности могут формироваться различные отношения как к ней самой, так и между людьми, ее осуществляющими. В воспитании решающее значение имеет не сама деятельность, а отношения, складывающиеся в процессе подготовки и проведения тех же мероприятий.

Условиями формирования гуманистических отношений являются: выдвижение перед коллективом и принятие им социально и личностно значимых целей, направленных на улучшение окружающей жизни, заинтересованность каждого в общем деле, возможность для каждого члена коллектива проявить инициативу, творчество. занять место, соответствующее своим способностям и трудовому вкладу, не оставаться незамеченным. Решающая роль в формировании отношений принадлежит педагогу. его личностным качествам. Если педагог недисциплинирован, завистлив, злопамятен, склочен, несправедлив, несамокритичен, трудно надеяться на формирование гуманистических, справедливых отношений в возглавляемом им юношеском коллективе. Можно добиться послушания, выполнения распоряжений, провести благополучно мероприятие, но успех воспитания определяется не столько этим, сколько качеством сформировавшихся отношений как к самой деятельности, так и друг к другу, к обществу, к жизни.
Но надо помнить о том, что «в одной и той же личности соединены благочестие и плутовство, бессовестность и совестливость, беспомощный эгоизм и иногда геройское самопожертвование в пользу своей семьи», как отмечал К.Д.Ушинский. И когда эти черты проявляются в растущем человеке, всегда есть опасность принять видимость за сущность, приклеить ребенку ярлык, который долго, если не весь школьный период будет довлеть над его взрослыми наставниками и определять от ношение к нему, а собственно и его отношение к окружающим: ведь человек так или иначе старается оправдать то значение, которое ему придают.

Владимир Соловьев выделил три присущих человеку от рождения источника нравственности: чувство стыда, чувство жалости (сочувствия) и чувство благолепия (преклонения перед предками, родителями).
«Старайтесь сохранить тепло стыда.
Все что вы в мире любите и чтите,
Нуждается всегда в его защите,
Или погибнуть может без следа.»

Как мудро сказано у С.Я.Маршака: «тепло стыда»! Если взять себе за правило перед отходом ко сну, анализируя прожитый день, вспомнить в себе честность по отношению к себе самому. Такое самоосуждение за плохие поступки переходит в дальнейшем в самоосуждение за дурные мысли. И тогда для человека «все беды мира и войны, любая сломанная ветка вдруг вырастают до вины -его вины, не просто века» (Е.Евтушенко). Подобное отношение к миру характеризует высокий уровень развития духовной культуры.

Само стремление к выходу за пределы социальной нормы и действовать с пользой для других, когда ведущим мотивом и критерием нравственной оценки человека являются интересы другого человека, при условии, что духовная личность действует бескорыстно, не ожидая немедленного социального одобрения. Так воспитывается альтруизм у молодого поколения - бескорыстное служение другим людям, забота об их благе, предполагающие определенную степень самоотречения. Воспитывать у современной молодежи альтруизм можно, создавая или актуализация ситуации, где надо проявить заботу, сострадание, соучастие, бескорыстно помочь. 

Молодежная картина мира и есть в эмоциональной визуальной форме зафиксированное отношение их к окружающей действительности природной и социальной. И наша задача помочь молодежи гармонизировать их картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстраивать основания добра, а для этого мы стараемся создать у себя на селе единое воспитательное пространство, для реализации данной задачи с 2002г. функционирует культурно-образовательный центр (со всеми учреждениями заключены договора о совместной деятельности; организовываются и проводятся социальные уроки (которые проходят под руководством ветерана войны, ветеранов труда, депутатов сельской Думы и просто односельчан, увлеченных каким-то делом, в состав Совета профилактики входят не только учителя, родители, участковый уполномоченный, но и специалист из администрации Боровского сельсовета, что помогает в работе по вопросам профилактики. Постоянно транслируем положительный опыт работы с семьей, в которых царит уважение и взаимопонимание. Результат 2008г. на областном конкурсе «Социально-активная семья» в номинации «Многодетная семья, обеспечивающая жизненный успех своих детей» семья Ташкиновых заняли 1 место. В 2011г. на областном конкурсе «Социально-активная семья», но здесь уже не делили по номинациям как 2008г. , наша семья- семья Климовых , которую представляла школа, заняли 3-е место из 71 семьи. Транслируем уроки «Основы православной культуры и светской этики» в школе и на селе, а также приняли участие в областном выездном заседании областной общественной аккредитационной комиссии на базе нашей школы, где поделились опытом работы по духовно-нравственному воспитанию. Для реализации занятости детей стараемся не только использовать кружки и секции, но и большое внимание уделяем социальным проектам, так появились проекты «Без прошлого нет будущего» (данный проект осуществлялся во взаимодействии обучающихся школы, жителей села, Боровского сельсовета, ветерана войны, вдов,жителей села), «История АП ЗАО «Боровское»(этот проект осуществлялся во взаимодействии с администрацией и рабочими и пенсионерами АП ЗАО «Боровское», архивом Боровского сельсовета и совхоза), «История Свято-Никольской церкви» (взаимодействие осуществлялось со священнослужителями церкви, населением, архивом) и другие проекты. Результат: обучающиеся представляли данные работы не только в районе, области, но и в Москве. Обучающиеся и руководители награждены почетными грамотами. Хорошей традицией стало на селе проводить День славянской письменности и День православной книги. Данные мероприятия посещают не только школьники села, но и молодежь и жители села. В сельской библиотеке постоянно проводятся выставки по духовно-нравственному воспитанию. Проводим и участвуем в выставках декоративно-прикладного искусства, где каждый ребенок может проявить свое творчество вместе со своими родителями.

В заключении хотелось бы сказать, что от каждого взрослого жителя России зависит будущее молодого поколения. Мы своим коллективом стараемся сделать все возможное, чтобы наши подростки могли себя реализовать в будущем и быть успешными.