Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Тема инновационного педагогического опыта: Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка
2.2. Объект инновационного педагогического опыта:
Образовательный процесс по немецкому языку во 2-9 классах
2.3. Актуальность опыта состоит в следующем: образование - одна из важнейших частей культурной системы общества. Если вспомнить классическое представление о культуре как возделывании, культивировании, то прямой задачей системы образования является эта идея культивирования, возделывания. Сегодняшнему выпускнику школы предстоит жить в сложных динамических, изменяющихся условиях. Это означает, что он должен быть вооружен, прежде всего, не системой заученных знаний, а умением, способностью меняться, самообучаться. Кроме этого, ребенок в процессе социализации и инкультурации должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации.
Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.
Основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Согласно И.Л.Бим, «под коммуникативной компетенцией», понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции происходит одновременно с созданием основ межкультурной коммуникации учащихся.
Идея опыта состоит в том, чтобы развивать коммуникативную компетенцию у обучающихся школы через комплексное использование традиционных методов преподавания и информатизацию урока, т.е. умения самостоятельно приобретать знания, практически их применять, индивидуализировать обучение и повышать познавательную активность и мотивацию учения у учащихся.
2.4. Условия функционирования опыта:
- Кабинет, оснащенный техническими средствами: компьютер, магнитофон;
- Наличие методической литературы, медиатеки;
- Изучение опыта работы педагогов;
- Личностные качества учителя.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта:
Сущность опыта заключается в создании условий для развития коммуникативной компетенции учащихся через создание разнообразных речевых ситуаций на основе использования различных технологий. Таким образом, общение выступает одновременно и целью и ведущим видом деятельности на уроке.
Цель. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции с учетом речевых возможностей и потребностей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• изучение педагогической и методической литературы по теме и подбор материала, соответствующего уровню конкретного класса;
• формирование и развитие у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком;
• Создавать благоприятный психологический климат на уроке;
• Отбирать такие приемы и методы, которые обеспечат постоянную вовлеченность в процесс общения, т.е. процесс практического использования иностранного языка.
• Вызывать речеосмысленную активность учащихся при помощи коммуникативных задач речевого общения.
3.2.Результативность опыта (цифры, %). Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте:
Считаю, что получению положительных результатов на уроках немецкого языка спобствовало использование различных технологий: проектной методики, информационно-коммуникативные технологии. Уровень успеваемости по немецкому языку за последние 2 года и I четверть текущего учебного года составляет: в классах составляет 100%; качество знаний – 43,75% , 43,33%, 52,17%, , средний балл – 3,63; 3,47; 3,65.
Дети успешнее и охотнее познают и усваивают учебный материал. Одними из наиболее привлекательных источников информации для учащихся становятся компьютер и эффективным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым. Таким образом, становится очевидным, что использование ИКТ в учебном процессе – не дань моде, а осознанная необходимость.
Использование проектной методики способствует развитию познавательного интереса к изучению немецкого языка, помогает снять трудности при его овладении.
Ежегодно проводятся недели иностранного языка. Отмечается рост активности обучающихся на уроках и внеурочных познавательных мероприятиях.
Дата заполнения: 28.11.2013