Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Катайск Курганской области

1.2. Сведения об авторе передового опыта

ФИО
Должность
Образование
Стаж
Категория
Мясникова Татьяна ВладимировнаУчитель начальных классовВысшее
12
Вторая

1.3. Сведения об экспертах
ФИО
Должность
Образование
Стаж
Категория
Награды
Галунчикова Галина Фёдоровна
МУ «Управление образования Катайского района», методист по начальному общему образованиюВысшее26
ВысшаяПочётная грамота Министерства образования
Костылева Елена ГеннадьевнаМКОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста нач. школа –сад №6 «Светлячок», учитель начальных классовВысшее24Высшая
Шаркова Наталья ВениаминовнаМОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», учитель начальных классовВысшее27
Высшая
Почётная грамота Министерства образования


Блок № 2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта «Совершенствование техники чтения младших школьников через систему упражнений»

2.2. Объект передового опыта
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Катайска

2.3. Актуальность темы
Уровень и диагностика обученности обучающихся показали, что у детей снижается интерес к чтению.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Современная жизнь требует от ребёнка умения перерабатывать большой объём информации.

2.4. Условия функционирования опыта
Данный опыт может быть реализован при соблюдении следующих условий:
 - Использование принципов обучения: личностно-ориентированный, деятельностный, доступности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
 - Использование игровых, коммуникативных технологий.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта:
Научить читать детей трудно, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, тут у многих пропадает желание сидеть за книгой.
Поэтому я считаю, что на начальном этапе овладения чтением не надо торопить детей. Как можно дольше и чаще читать: хором, рядами, парами. Это помогает слабо читающим для регуляции темпа чтения.
Ставлю вопрос как научить читать целыми словами, без запинок?
Решаю эту задачу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами, осознанность чтения, выразительность чтения. Для реализации этих целей разработала систему последовательно выполняемых упражнений:
1) Дыхательная гимнастика – формирование навыка владения голосом.
2) Чтение блоков:
 - слитное прочтение двух стоящих рядом букв;
 - чтение трёхбуквенных сочетаний и слов;
 - чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова;
 - чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова;
 - чтение двуслоговых слов;
 - чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными.
3) Отработка дикции достигается в процессе работы над скороговоркой.
4) Интонационная разминка:
 - смена интонаций голоса (радостные, печальные, ласковые, гневные, интонации перечисления);
 - выбор нужного темпа чтения;
 - постановка логического ударения в предложении.
Чтобы помочь детям освоить умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка рекомендую:
 - жужжащее чтение;
 - чтение под ритмичный стук;
 - чтение за диктором (вполголоса);
 - чтение с убыстрением;
 - многократность чтения;
 - чтение перед сном;
 - щадящее чтение;
 - чтение в темпе скороговорки.
Быстрое чтение активизирует, процессы мышления. Но только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению. Только тогда будет достигнута цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель– это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

3.2. Результативность опыта:
год
класс
качество
успеваемость
2008-2009
2 кл
80%
80%
2009-2010
3 кл
81%
85%
2010-2011
4 кл
83%
100%

Участие в конкурсах:
год
класс
конкурс
статус
результат
2008-2009

Конкурс чтецов «Моя Родина»школьный
1 место



Дата: 14.01.2012