Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», г.Катайск, Курганской области

1.2. Сведения об авторе передового опыта

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Меньшикова Юлия Александровна

Учитель начальных классов

Среднее специальное, Катайское педагогическое училище, 1996 г.

15 лет

Высшая


1.3. Сведения об экспертах

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени

Галунчикова Галина Фёдоровна

МУ «Управление образования Катайского района», методист по начальному общему образованию

высшее

26

высшая

Почётная грамота Министерства образования

Шаркова Наталья Вениаминовна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», учитель начальных классов

высшее

27

высшая

Почётная грамота Министерства образования

Снигирёва Татьяна Сергеевна

МОУ «Катайская средняя общеобразовательная школа №1»

высшее

33

высшая

-



Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта
«Развитие познавательной активности ребёнка в начальной школе»

2.2. Объект передового опыта
Обучающиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Катайска

2.3. Актуальность темы
Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики.
Развитие новых информационных технологий наложили определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт.
Как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний?

2.4. Условия функционирования опыта
Наличие оборудования, программного обеспечения, методической литературы, дидактического материала (презентации, тесты, демонстрационные опыты, видеофильмы, фонограммы).


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта:
Для меня важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным.
В арсенале учителя начальных классов имеется множество методов и приёмов, направленных на повышение учебной мотивации и развитие познавательного интереса обучающихся. Исходя из дидактических целей урока, применяю на уроках наглядный материал (фотографии, репродукции, картинки, схемы), технические средства обучения (аудио-, видео-учебные материалы), индивидуальные карточки по предметам, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, загадки, головоломки, логические игры, шарады, анаграммы, занимательный текстовый материал и другое.
Для закрепления материала на уроках, а также во внеклассной работе использую игры («Счастливый случай», «Своя игра», «Морской бой», «Поле чудес»), конкурсы («Звёздное шоу», «Мобильный звон», «Молодые доктора»),викторины («Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»), КВНы, которые не только стимулируют познавательную активность обучающихся, но и воспитывают умения работать в группе, развивают дух здорового соперничества.
Особенно интересно проходят уроки-экскурсии. Они объединяют в себе урочную и внеурочную формы работы. Основная их цель – формирование новых знаний путём непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. Особое место экскурсии занимают при изучении предмета «Окружающий мир». Формы работы разные: прогулки в природу, посещение выставок местных художников, музеев и предприятий города (почта, районная библиотека, пожарная часть, ОАО «Молоко», парикмахерская «Элен», центр занятости населения. Экскурсии позволяют сделать обучение доступным, помогают повысить активность, внимание детей, улучшают процесс запоминания.
Применение информационных технологий повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся. В работе использую готовые мультимедийные презентации (http://viki.rdf.ru/author/30, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://pedsovet.org/ и др.), создаю собственные при помощи программы MicrosoftPowerPoint. Вот некоторые из них: «Склонение. Изменение имён существительных по падежам», «Главные члены предложения», «Алгоритм», «В гостях у компьютера», «Открой свою звезду», «Много профессий хороших и разных» и др. Ученики под руководством учителя и родителей создают мультимедийные презентации к итоговым урокам, конкурсам. В прошлом учебном году Столбов Степан занял II место в районном конкурсе младших школьников «Учительница первая моя» в номинации «компьютерная презентация», а в 2011 году награждён грамотой за достойное представление исследовательской работы на научно-практической конференции младших школьников «Я – исследователь».
В классе 4 года функционировала программа развития родительско – детского коллектива «СКРАТ: школьный период». В 3 классе мы ввели «свои» деньги. По специально разработанным критериям детям начислялись «скратики». Действующая денежная единица помогала развивать активность ребёнка в делах класса и школы, в учебной деятельности, в оказании помощи товарищу в учёбе, учителю в подготовке к урокам.
Участие в конкурсах и олимпиадах тоже способствовало получению «дохода». Каждый ученик, занявший в школьной олимпиаде 1-е место, получал 5 «скратиков»; за 2-е место начислялось 4 «скратика»; 3-е место - 3 «скратика». А если занял 1-е, 2-е или 3-е место в районной олимпиаде, то казна пополнялась соответственно на 15, 10 и 8 «скратиков». «Деньги» можно было положить в банк, откуда, ребёнок получал их уже с процентами. В конце учебного года подвели итог. Победители получили призы.
В младшем школьном возрасте формировать познавательную активность помогает коллекционирование. Мои ученики собирают тематические коллекции, где материал подобран согласно определенной теме. Например, «В мире дикой природы», «Самолёты мира», «Народы страны» и т.д.; юбилейные монеты России достоинством 10 рублей, отличный способ увидеть изображения древних городов России, различных уголков Российской Федерации, о которых может рассказать реверс монеты и дополнительная литература по нумизматике.
Мною замечено, если школа не привьёт ребёнку интереса к умственному труду, у него не возникнет желания углублять свои знания, не разовьётся любовь к интеллектуальному напряжению, его жизнь не будет окрашена радостью познания. Но главное, не только развивать у ученика интерес к учению, но и научить его добывать знания самостоятельно.

3.2. Результативность опыта
 - Повышение качества обучения.
 - Активность на уроках и во внеурочной деятельности.
 - Участие обучающихся в конкурсах различного уровня.
 - Приобретение обучающимися опыта использования ИКТ.
 - Опыт работы обобщён на уровне ОУ.



Дата заполнения анкеты: 11.01.2012