Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Корюковская основная общеобразовательная школа», Катайского района Курганской области

1.2. Сведения об авторе передового опыта
ФИОДолжностьОбразованиеСтажКатегория
Медведевских Ольга АлександровнаУчитель начальных классов
Среднее специальное,
Катайское педагогическое училище, 
1987 г.
25 летПервая

1.3.Сведения об экспертах
ФИОДолжностьОбразованиеСтажКатегорияНаграды, звания, ученые степени
Галунчикова Галина ФёдоровнаМУ «Управление образования Администрации Катайского района», методист по начальному общему образованиювысшее26высшаяПочётная грамота Министерства образования и науки РФ
Яренских Наталья ВладимировнаМКОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа», заместитель директоро по УВРвысшее30высшаяПочётный работник общего образования
Снигирёва Татьяна СергеевнаМКОУ «Катайская средняя общеобразовательная школа №1», учитель начальных классоввысшее33высшаяПочётная грамота Министерства образования и науки РФ


Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1 Наименование темы опыта: 
Портфолио как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся начальной школы

2.2. Объект передового опыта
Обучающиеся МКОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» Катайского района

2.3.Актуальность темы
Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология работы с учебным (накопительным) портфолио ученика. 
Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:
1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга.
3. Структуризация материалов "Портфеля”, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления материалов "Портфеля”.
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в "Портфеле” материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации "Портфеля ученика”.

Работа с портфолио важна для школьников, так как:
● помогает им увидеть значимые результаты в процессе своего образования и свою способность практически применять приобретённые знания и умения в разновозрастных видах деятельности;
● поддерживать высокую учебную мотивацию к учению, их активность и самостоятельность, индивидуальный рост и успешности ребёнка в учёбе;
● формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
● развивает навыки рефлексивной, самооценочной деятельности учащихся.
Работа с портфолио важна для учителя, так как:
● даёт возможность ориентироваться на новые формы оценивания и самооценивания;
● формирует у учащихся их способности анализировать собственную деятельность, пересматривать, совершенствовать и проявлять инициативу для достижения собственного прогресса;
● дополняет традиционные контрольно – оценочные средства, направленные на проверку уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений и т. д.;
● позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

2.4. Условия функционирования опыта
Наличие методической литературы: сборники материалов, журнал «Начальная школа».


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: 
«Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это - комплект документов, самостоятельных работ ученика…
Девиз: 
«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы
Примерная структура портфолио 
Титульный лист
Моя учеба 
Моё творчество 
Мой мир
Моя общественная работа
Мои друзья 
Мои достижения 
Мои впечатления 
Содержание 

Титульный лист
• Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
• Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
• В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
• В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
• Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. 
• Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички. 
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
• "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. 
• "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. 
• "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). 
• "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. 
• "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах. 
• "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
• Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 
РАЗДЕЛ "МОИ ДРУЗЬЯ"
• Полезная и приятная информация о приятелях и одноклассниках. 
• Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
• Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
• В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях. 

Важно помнить:
• В первом классе, когда ребёнок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Желательно с самого начала построить работу ребёнка таким образом, чтобы он сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
• Обратите внимание на то, что постепенно «человек для общества» уступает место «человеку для себя»… Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-либо абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
 
3.2. Результативность опыта

Таблица результатов участия обучающихся в конкурсах
Учебный год
Название мероприятия
Статус мероприятия
Ф.И.О. обучающегося
Результат участия
2011-2012
Конкурс «Портфель достижений ученика»
Школьный
Алиева Элиза
Ведерникова Олеся
Медведевских Павел
Томилова Алина
Благодарность
Грамота за 1-е место
Благодарность
Благодарность
2011-2012Конкурс «Портфолио» - первые шаги к успеху!»МуниципальныйВедерникова ОлесяСвидетельство

Дата заполнения: 11.01.2013