Методы и приёмы стимулирования и мотивации обучающихся на уроках

 «Учение – это душевная радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности».

(Ян Амос Коменский»)

В современном понимании «стимулировать» - значит побуждать человека к чему-либо. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя.

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается (интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки).

В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом.

В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулирование учителя и изменение мотивации школьников. Суть этих методов состоит во взаимодействии учителя и учеников.

Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.

  • Содержание учебного материала.
  • Стиль общения учителя и учащегося.
  • Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Содержание учебного материала

Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Стиль общения учителя и учащегося

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям ученика.

Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Организация учебной деятельности 3 этапа:

 1) мотивационный,

 2) операционально-познавательный,

 3) рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап. На этом этапе ученики осознают, для чего им необходимо изучить этот материал, что именно им придётся изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. 

На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть:

  • по содержанию: к дисциплине, к работе;
  • по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика);
  • алгоритмы;
  • единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап. На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимы ситуации различного характера:

  • Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия);
  • Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.);
  • Эмоционального (успеха, увлечённости темой…).

Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная.

Рефлексивно-оценочный этап связан:

  • С анализом проделанного;
  • С анализом ошибок и оказанием необходимой помощи;
  • С сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

Рефлексивно-оценочный этап. Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке:

  • давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся;
  •  подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала;
  • выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Основные методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся

Эмоциональные методы: стимулирующее оценивание, учебно-познавательные игры, ситуация успеха, наглядно-образные представления, порицание, поощрение, удовлетворение желания быть значимой личностью,

свободный выбор заданий.

Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

Социальные методы: развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

Уровни познавательного интереса:

I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).

II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).

IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)

Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:

  • причинно-следственные связи,
  • комбинирование информации,
  • планирование и выполнение практической деятельности.

Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Новшество применяемых методов стимулирования и мотивации состоит в том, что в современном образовательном процессе изменилось содержание учебного материала, стиль общения учителя и учащихся, характер и уровень учебно - познавательной деятельности. Учитель не просто транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности учащихся. А учащиеся учатся сами «добывать» знания.