Методы и приёмы стимулирования и мотивации обучающихся на уроках
«Учение – это душевная радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности».
(Ян Амос Коменский»)
В современном понимании «стимулировать» - значит побуждать человека к чему-либо. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя.
Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается (интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки).
В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом.
В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулирование учителя и изменение мотивации школьников. Суть этих методов состоит во взаимодействии учителя и учеников.
Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.
- Содержание учебного материала.
- Стиль общения учителя и учащегося.
- Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Содержание учебного материала
Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
Стиль общения учителя и учащегося
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям ученика.
Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.
Организация учебной деятельности 3 этапа:
1) мотивационный,
2) операционально-познавательный,
3) рефлексивно-оценочный.
Мотивационный этап. На этом этапе ученики осознают, для чего им необходимо изучить этот материал, что именно им придётся изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы.
На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть:
- по содержанию: к дисциплине, к работе;
- по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика);
- алгоритмы;
- единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные
Операционально-познавательный этап. На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимы ситуации различного характера:
- Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия);
- Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.);
- Эмоционального (успеха, увлечённости темой…).
Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная.
Рефлексивно-оценочный этап связан:
- С анализом проделанного;
- С анализом ошибок и оказанием необходимой помощи;
- С сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.
Рефлексивно-оценочный этап. Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке:
- давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся;
- подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала;
- выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
Основные методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся
Эмоциональные методы: стимулирующее оценивание, учебно-познавательные игры, ситуация успеха, наглядно-образные представления, порицание, поощрение, удовлетворение желания быть значимой личностью,
свободный выбор заданий.
Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности
Социальные методы: развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Уровни познавательного интереса:
I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).
II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).
III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).
IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)
Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.
Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:
- причинно-следственные связи,
- комбинирование информации,
- планирование и выполнение практической деятельности.
Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.
Новшество применяемых методов стимулирования и мотивации состоит в том, что в современном образовательном процессе изменилось содержание учебного материала, стиль общения учителя и учащихся, характер и уровень учебно - познавательной деятельности. Учитель не просто транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности учащихся. А учащиеся учатся сами «добывать» знания.