Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение»Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Катайск

1.2. Сведения об авторе передового опыта

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Мартюшева Татьяна Викторовна

МКОУ СОШ №2, учитель русского языка и литературы

высшее

22

высшая



Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1 Наименование темы опыта Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

2.2. Объект передового опыта: учащиеся МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Катайска.

2.3.Актуальность темы 
Сегодня школа как социальный институт ставит перед собой цель: научить ребенка ориентироваться в информационном обществе. В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что новые методы обучения, основанные на активных самостоятельных формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют иллюстративно-объяснительные и демонстрационные методы, ориентированные в основном на коллективное восприятие информации. При этом компьютерной программе, используемой в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции. Новые информационные технологии являются действенным средством обучения. Насколько эффективно они будут использоваться в учебно-воспитательном процессе, зависит от учителя. Урок с применением ИКТ - это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения ИКТ. Такие уроки дают более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствуют повышению качества обучения, помогают удовлетворить и в максимальной мере развить познавательные интересы обучающихся, повышают наглядность обучения. Следовательно, делают доступным такой учебный материал, который без применения ИКТ недоступен или труднодоступен. Учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает во всеобщем информационном потоке намного меньше места, чем раньше. Поскольку прекратить или ограничить влияние всего этого «нового» на учащихся невозможно, нельзя спрятаться от этой социокультурной реальности, то необходимо сделать эти средства информации не соперником, а союзником учителя. В этой связи особенно актуальной становится проблема использования в преподавании русского языка и литературы информационных технологий.

2.4. Условия функционирования опыта Наличие кабинета, оборудования, программного обеспечения, методической литературы, дидактического и наглядного материала.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: 
Мы часто слышим о перегрузках в школе. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приемы обучения на уроках. Поэтому задолго до начала учебного года меня волнуют вопросы: с чего начать? Как сделать обучение эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению?
Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Применение дидактических материалов, представленных в компьютерном варианте, позволяет мне решать несколько задач: 1) повышается производительность труда учащихся на уроке; 2) увеличивается объем использования наглядности на уроке; 3) экономится личное время при подготовке к уроку.
Применение интерактивных тестов для контроля усвоения знаний экономит время на уроке, дает возможность обучающимся самим оценить свои знания и возможности, активизирует внимание. 
Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе. Хорошим подспорьем служат старые советские фильмы, которые использую как отдельные видеофрагменты, а можно организовать киносеанс с последующим обсуждением, что особенно нравится ученикам. Последняя форма наиболее актуальна в силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией. Широко использую музыку на уроках, она позволяет создать эмоциональный фон для литературной гостиной. Необычайно интересной как для меня, так и для обучающихся, является работа с применением программы Power Point. Здесь работа ведется в тесном контакте с учителем информатики. Цели, преследуемые мною, применяя презентацию, могут быть разными. Основная функция - служить наглядным материалом. Вторая функция - информативная. В отдельных случаях презентации использую для урока заочной экскурсии. Презентация может содержать иллюстративный материал, вопросы викторины и ответы на них. Использую презентацию и на интегрированных уроках. При создании презентации у обучающихся, которые обладают слабыми знаниями по предмету, повышается мотивация и интерес к изучению предмета.
Применение в своей работе электронных словарей и энциклопедий позволяет мобильно получать дополнительные знания.
Использование ИКТ на уроках русского языка имеет еще большую специфичность, чем на литературе. Все имеющиеся образовательные продукты («Фраза», «Буква потерялась», ЕГЭ по русскому языку и другие) продуктивно использую на уроках, особенно при подготовке к итоговой аттестации. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении.
Информационные технологии я пытаюсь использовать на всех типах уроков:
изучение новых знаний и формирование новых умений;
практического применения знаний, умений;
обобщения и систематизации изученного;
контроля и коррекции знаний, умений;
комбинированные 
Среди нестандартных уроков я бы выделила деловые игры, пресс – конференции, творческие отчеты, соревнования, конкурсы, диалоги…
Объяснение нового материала или закрепление ранее изученного проходит более интересно и значимо для учащихся, если использовать материалы готовой или заранее составленной учителем или учениками презентации. Данный вид работы помогает разнообразить наглядный ряд урока, вычленить основное и важное из большого потока информации, структурировать изучаемый материал, а в конечном итоге – развивать общеучебные умения и навыки. При предъявлении учебного материала реализуется методология программированного обучения, суть которого – разбивка теоретического материала на небольшие фрагменты и наличие после каждого фрагмента заданий на его закрепление. Форма подачи теоретического материала может быть различной. Наиболее эффективной является наглядное раскрытие программного материала с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся. Информационные технологии применяются мною в зависимости от ориентации класса и индивидуальных наклонностей.

3.2. Результативность опыта
Применение ИКТ на уроках приводит к целому ряду положительных результатов.
Снижается утомляемость на уроке, улучшается у учащихся настроение, самочувствие, развивается чувство уверенности в себе, развивается творческая индивидуальность, повышается интерес к предмету, 
Повышается качество ( по русскому языку с 46%до 51%, по литературе с 65% до 76%
Совершенствуются умения в использовании Интернет-технологии как средства коммуникации, источника информации. 
Такие уроки позволяют повысить социальную, коммуникативную, информационную и учебно-познавательную компетентность учащихся и. как следствие. формируют целостное информационно-культурное пространство. Главное «не перестараться» с применением ИКТ, поэтому я работаю по принципу «не навреди» 


Дата заполнения: 20.01.2013