Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение»Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Катайск

1.2. Сведения об авторе передового опыта

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Максимова Татьяна Николаевна

МКОУ СОШ №2, учитель истории и обществознания

высшее

29

первая



Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1 Наименование темы опыта Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания.

2.2. Объект передового опыта: учащиеся МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Катайска.

2.3.Актуальность темы Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Новая "Стратегия модернизации образования” сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной.
Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Но школе под силу – формирование основных ключевых компетенций. 
В этих условиях, главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития основных образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы». Следует сказать, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

2.4. Условия функционирования опыта
Наличие кабинета, оборудования, программного обеспечения, методической литературы, дидактического и наглядного материала.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: 
В соответствии с компетентностным подходом я определила цель моей педагогической деятельности: формирование ключевых компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
По определению Д.Иванова ключевые компетенции - это наиболее общие способности и умения, помогающие человеку понимать ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей. 
В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности. 
Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Проблемное обучение реализуется мною:
 1) в рамках урочной деятельности; 
 2) в рамках профильных и предпрофильных элективных курсов;
 3) в рамках исследовательской и проектной деятельности;
В чем же специфика проблемных уроков?
В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.
4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться:
- на протяжении всего урока;
- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреп¬лении, контроле.
В своей работе использую такие способы создания проблемной ситуации:
- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения (В ходе гражданской войны, имея первоначальный численный перевес, неплохую материальную базу, поддержку интервентов, прекрасный офицерский состав, «белые» проиграли. Почему? – проблемный вопрос на уроке истории в 11 классе);
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (События Октября 1917 г – переворот или революция? - Проблемный урок в 11 классе);
- предлагаю учащимся рассмотреть общественное явление, исторический факт с различных позиций ( Смертная казнь: за или против – проблемный урок обществознания в 11 классе) 
- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), побуждая учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты ( Устарели ли в наши дни категории нравственности? - проблемный урок обществознания в 11 классе)
На уроках в 10 классах практикую лекции-дискуссии, и ставлю перед собой следующие цели и задачи:
развитие креативного мышления;
активизация процесса принятия материала;
умение составления теста;
Между изложением логических разделов параграфа организую беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляю в зависимости от контингента класса. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, и что очень важно для формирования социальной компетенции. 
Следует также отметить, что в современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. И данную задачу дольно успешно можно решить, применяя ИКТ на уроках. Использование ИКТ на уроках истории является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.
Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.
На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий даёт возможность более объективно оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.
Компьютер стал неотъемлемой частью написания исследовательских работ. 
Для подготовки учащихся к ЕГЭ используются специальные диски, которые содержат большой выбор проверочных тестов и служат в качестве тренажёров
Особо любимыми уроками учеников являются уроки – деловые игры и уроки - ролевые игры. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентностью. Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия.

3.2. Результативность опыта
«Посмотрев на орла, ты увидишь гения. Так подними же голову!» - однажды воскликнул Блейк. Поэтому одна из задач педагогов с большим вниманием и заботой оберегать птенцов, помогать им взлетать, чтобы потом можно было поднять голову и любоваться талантом. Использование различных методов и приемов активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания способствует формированию ключевых компетенций:
научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); 
работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); 
самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); 
кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); 
учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); 
ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования);
О формировании учебно-познавательной компетенции учащихся позволяют говорить данные роста качества знаний при стопроцентной успеваемости.


Дата заполнения: 12.01.2013