Модульная анкета обобщения передового опыта
Блок №1 «Общие сведения»
1.1. Адрес передового опыта: МКОУ «Верхнеключевская СОШ» Катайского района
1.2. Сведения об авторе (авторах) передового опыта
Ф.И.О. |
Должность |
Образование |
Стаж | Категория |
Награды, звания |
1. Ляхова Нина Анатольевна |
учитель физики |
высшее |
31 год |
высшая |
Почетная грамота Министерства образования
и науки РФ |
2. Белозерцева Наталья Борисовна |
учитель физики, эксперт |
высшее |
30 лет |
высшая |
Почетный работник общего образования |
3. Грехова Татьяна Ивановна |
учитель физики, эксперт |
высшее |
30лет |
высшая |
|
Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Наименование темы опыта: Метод проектов в обучении физике.
2.2. Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы.
2.3. Актуальность проблемы опыта: Развитие творческого потенциала обучающихся не является приоритетной задачей современного образования. Программы общеобразовательных учреждений призваны обеспечить стандарт обучения, они рассчитаны на усвоение знаний, а не на развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, не учитываются индивидуальные особенности каждого школьника. Метод проектов на уроках физики – новая технология обучения, которая обеспечивает активизацию креативности обучающегося на уроке. Выполнение творческих проектов способствует развитию самостоятельности, воображения, творческого мышления обучающихся, а также их коммуникативных умений.
2.4. Условия функционирования опыта Для реализации метода проектов на уроках физики необходимо включать творческую деятельность обучающихся в образовательный процесс. Для достижения прогнозируемого результата на уроках физики необходимо предоставлять право выбора школьникам для индивидуальных, групповых и коллективных проектов. Разработанная мною система творческих проектов на уроках и во внеклассной деятельности по физике рассчитана на обучающихся с 7-11 класс и сочетается с традиционным учебным планом для общеобразовательных школ. Диагностика предметных интересов, уровня сформированности общеучебных умений, отношение обучающихся к проектной деятельности. Изучение методической литературы по теме, опыта работы педагогов.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1.Описание сущности опыта: Теоретической базой опыта являются методическая система В.Ф.Шаталова, технология ТРИЗ Г.С.Альтшуллера, метод проектов Е.С. Полах, теория развития Л.С. Выготского.
Цель обучения: развитие самостоятельности и воображения обучающихся, формирование творческого мышления и коммуникативных умений школьников.
Задачи: учить проявлению индивидуальности и творческих возможностей каждого школьника, воспитывать активную, инициативную личность, развивать коммуникативные качества личности.
Ведущая идея метода: создание условий для самореализации личности обучающихся на уроках физики и во внеклассной деятельности посредством применения творческих проектов.
В процессе проектной деятельности формируются рефлексивные, поисковые, коммуникативные умения, а также умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, презентационные, навыки оценочной самостоятельности.
Работа над проектами позволяет по-новому взглянуть на проблемы, которые нас окружают и дает ощутимые результаты, т.к. при решении тех или иных задач обучающимся предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые они приобретут в ходе работы над проектом. Многие проекты могут в последующем выполнять роль дополнительного материала на уроках. Для развития творческого потенциала каждого школьника наиболее эффективными я выделяю следующие виды проектов: составление опорных схем-конспектов; сочинение сказок о физических процессах; исследовательские работы; конструирование, изготовление приборов; создание компьютерных презентаций; инсценирование; составление задач обучающимися; конференции, доклады, сообщения. Обучающиеся работают над проектами: 7 класс - «Первое путешествие в мир физики», «Задачник», «Фонтан»; 8 класс- «Тепловые явления», «Агрегатные состояния вещества», «Электроскоп», 9 класс – «Силы в природе», «Удивительное рядом»; 10 класс- «Тепловые двигатели», «Мой дом будущего», «Исследование силы трения обуви»;11 класс- «Школа и здоровье», «Коллекционирование камней и минералов» и др. С результатами работы обучающиеся выступают на научно-практической конференции «Шаг в будущее». Реализация проекта – это преимущественно индивидуальная (или в малой группе) деятельность школьника, осуществляемая в режиме поиска.
3.2. Результативность опыта:
Повышение качества образования: средний балл - 3,47; успеваемость – 100%; качество – 41,7%; участие обучающихся во внеклассной работе- 77,78%;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путём применения проектных технологий на уроках физики. Повышение интереса к изучаемому предмету. Формирование навыков самостоятельного исследования.
Диагностика уровней развития творческого потенциала школьников показала, что обучающимся интересны уроки с использованием проектов(87%),предпочитают выполнять индивидуальные проекты (31%), хотели бы продолжить работу над проектами (90%). Опыт работы представлен на районном, региональном, федеральном уровнях.
Дата заполнения: 15.01.2013