Модульная анкета обобщения передового опыта

БЛОК №1 «Общие сведения»

1.1.Адрес передового опыта: Верхнепесковский филиал МКОУ «Шутихинская СОШ» Катайского района, Курганской области.

1.2.Сведения об авторе (авторах) передового опыта

ФИО Должность Образование Стаж Категория Награды, звания
Лесникова Лариса Николаевна Учитель русского языка и литературы Среднее специальное 16 лет    

1.3.Сведения об экспертах

ФИО Должность, место работы образование стаж категория Награды, звания
Исакова Ирина Геннадьевна Директор,
МКОУ «Шутихинская СОШ»
Высшее 16 Первая  
Морозова Наталья Анатольевна учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Ильинская СОШ»
Высшее 31 Высшая Почетная грамота министерства образования
Терёхина Светлана Андреевна учитель русского языка и литературы, МКОУ «Верхнетеченская СОШ»  Высшее 43 Первая Отличник народного образования

                    

БЛОК №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1.Наименование темы опыта: Использование интенсивных приёмов для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

2.2.Объект передового опыта:
Обучающиеся 4 – 7 классов Верхнепесковский филиал МКОУ «Шутихинская СОШ»

2.3.Актуальность проблемы опыта:
Для каждого человека со всей остротой встает вопрос, насколько продуктивно он может пользоваться средствами языка. От этого зависят его социализация, профессиональная грамотность, проявляющаяся прежде всего через речь и грамотное письмо.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. В одном из пособий по методике преподавания орфографии в школе я нашла замечательные слова: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»
 К сожалению, уровень грамотности обучащихся средней школы, как я уже отмечала, - одна из острейших проблем образования. Вопрос повышения грамотности школьников волновал учителей - словесников во все времена. Вместе с тем существует ряд противоречий:
- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка , и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;
- между необходимостью формирования прочных орфографических умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания;
- между высоким уровнем содержания курса русского языка в 5-7 классах и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном.
 Почему наши дети так безграмотны? Учителя настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны.
Приоритетными задачами языкового образования являются: предупреждение ошибок, усвоение правильного написания слов и выработка умений верно расставлять знаки препинания, а также – развитие речи учащихся. В процессе наблюдения за учениками в течение нескольких лет я пришла к выводу, что сегодня существует ряд проблем, не позволяющих в полной мере реализовать поставленные задачи. 
Во-первых, реальный статус предмета «русский язык» в системе школьного образования довольно низок. Изучение его далеко не всегда сочетается с интересом к предмету и часто ассоциируется в сознании школьников лишь с заучиванием правил правописания (часто это заучивание заменяется «зазубриванием», в результате ученик не может применить это правило на практике). Современные школьники редко называют русский язык в числе любимых предметов, и мало кто стремится совершенствовать свои знания в области русского языка вне таких прагматических установок, как необходимость сдачи письменных экзаменов в форме ЕГЭ после окончания средней школы.
Во-вторых, многие недостатки в преподавании русского языка в современной школе связаны с недостатками в содержании современных программ и учебников по русскому языку, а также с несовершенством используемых форм и методов работы по обучению русскому языку.
В-третьих, всем известно, что уровень орфографической и пунктуационной грамотности школьников в последние годы заметно снижается. Причины этого в целом известны: дети мало читают, мало пишут творческих работ, они не приучены думать над языковыми фактами, не владеют по-настоящему лингвистическими знаниями. Безграмотность школьная переходит в безграмотность студенческую и неминуемо – в безграмотность дипломированных специалистов и т.д.
Изучив наблюдения и статьи психологов , я пришла к выводу к выводу, что умственные способности обучающихся более старших классов занижены: школьники усваивают большой объем информации лишь до 8 класса. После этого наблюдается спад. Отсюда напрашивается вывод: как же у детей школьного возраста развивать орфографическую зоркость?
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме.

2.4.Условия функционирования опыта
Над этой темой я стала работать с 2013 года. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.   

Работая в школе, я также обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижение грамотности, культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. Изучение русского языка осуществляется в рамках стандартных программ, что не всегда позволяет обеспечить высокий уровень грамотности и качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации. Желание помочь обучающимся грамотно писать и привело меня к выбору темы опыта:« Использование интенсивных приёмов для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка»
В условиях возрастающих требований к грамотной письменной речи возникает необходимость в совершенствовании технологии обучения в целях формирования устойчивых навыков правописания.
В связи с этим я решила изучить пути решения названной проблемы учеными, ведущими учителями, чтобы применить их в своей практике.


БЛОК №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1.Описание сущности опыта: 
Мой опыт основывается на применении методов интенсивного обучения при изучении орфографического правила. В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа по освоению орфографии на основе обобщенно-сопоставительных правил, алгоритмов, обобщающих таблиц, графических схем. Это позволяет проводить обобщение изученного, следствием чего становится системность орфографических знаний и отсутствие угасания орфографических правил. Процесс обучения при данном подходе становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям, способствует самореализации личности с учетом ее субъективного опыта, позволяет адаптировать каждого ученика к базису образования. Содержание работы предусматривает разработку новых подходов, связанных с изучением тем, наиболее емких по временным и психофизиологическим ресурсам, привлекаемых к формированию практических навыков правописания.

Психологи А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко выделили в структуре орфографической зоркости следующие компоненты:
1.Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.
2.Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации.
3.Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.
4.Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.

Таким образом, я пришла к выводу, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Использование методов интенсификации при изучении орфографического и пунктуационного материала как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей формирование устойчивых навыков правописания стало ведущей идеей моего опыта. С этой целью необходимо включение ученика в деятельность на основе учета его субъективного опыта, создание условий для свободного выбора учащимися форм организации обучения. В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа по освоению орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил, алгоритмов, обобщающих таблиц, графических схем, мнемотехнических приемов. Это позволяет проводить обобщение изученного, следствием чего становится системность орфографических знаний и отсутствие угасания орфографических и пунктуационных правил.
Процесс обучения при данном подходе становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям, способствует самореализации личности с учетом ее субъективного опыта, предполагает актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения, позволяет адаптировать каждого ученика к базису образования.

В ходе работы мною использовались следующие приемы:
1. Графические обозначения орфограмм как прием интенсификации обучения орфографии. 
2. Применение мнемотехнических приемов
3. Алгоритм как порядок рассуждения при применении правила. 
4. Использование обобщающих таблиц по орфографии
5. Решение орфографических задач и формирование орфографической зоркости.
6. Использование элементов методики Т. Я. Фроловой «Интенсивное обучение правописанию».

Все вышеперечисленные приемы способствуют повторению, систематизации и обобщению знаний по разделу «Орфография», развитию творческих, исследовательских способностей учащихся, формированию интеллектуально-нравственной культуры учащихся.
Формирование устойчивых навыков правописания создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики. Эта работа позволяет повысить уровень грамотности, обеспечить качественную подготовку к итоговой аттестации учащихся, воспитать творческую личность.


 3.2.Результативность опыта 
Опытом своей работы я делилась на заседаниях секции учителей гуманитарного цикла школьного методического объединения.

Деятельность по формированию устойчивых навыков правописания на основе интенсификации обучения позволила достичь конкретных результатов:
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению русского языка;
- более эффективно формируется навык творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется письменная речь;
- возросло количество учащихся, имеющих устойчивые навыки правописания.
- учащиеся стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках.
О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе за данный период свидетельствуют следующие результаты: 
 уровень обученности по русскому языку и литературе – 100% 
 качество обученности по русскому языку – 24% - 39%, по литературе – 30% -57%

Успеваемость и качество по русскому языку

Год Предмет, классы Кол-во уч-ся % успев. Кач-во Средний балл
2009-2010 Русский язык, 6-7 11 100 39 3,2
2012-2013 Русский язык, 6-9 18 100 24 3,2
2013-2014 Русский язык, 4-7 20 100 34 3,4

Успеваемость и качество по литературе

Год Предмет, классы Кол-во уч-ся % успев. Кач-во Средний балл
2009-2010 Литература, 6,7,9 14 100 57 3,7
2012-2013 Литература, 8,9 10 100 30 3,3
2013-2014 Литература, 4-7 22 100 53,3 3,5

Проанализировав результаты, дав им качественную и количественную характеристику, можно утвердиться во мнении, что использование приемов интенсивного обучения на уроках русского языка является одним из перспективных средств повышения орфографической грамотности учащихся. Однако следует также отметить тот факт, что данная технология оправдывает себя лишь при длительном и систематическом ее использовании. 

Следует также указать, что основной трудностью внедрения данной технологии в образовательный процесс является ее значительная трудоемкость, требующая от него значительных временных и психологических затрат, творческих изобразительных умений. В течение ряда лет учащиеся являются активными участниками международных конкурсов « Русский медвежонок», «Умники и умницы», «Эверест», «Совенок», «Эрудит», «Рим-2013» имеем неоднократные высокие показатели в области русского языка.
Разнообразная внеурочная деятельность, наряду с учебной, способствует повышению мотивации к изучению русского языка и литературы. 


Дата заполнения анкеты: 10.04.2014