Портфолио как средство развития самооценки младших школьников
 
Данная статья раскрывает особенности предметного портфолио как средства развития самооценки младших школьников. Кроме того, в статье отмечены некоторые проблемы и трудности, возникающие в процессе применения технологии «Портфель ученика».

 Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. Самооценка формируется под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые – учитель, родители. Вот почему их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов.
 По наблюдению за учебной деятельностью младших школьников, действия контроля и оценки тесно связаны с появлением у детей рефлексии. 
 Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося является одним из актуальных направлений по обновлению структуры и содержания образования.
 Современное образование предполагает ориентацию обучения не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
 Учитель не может работать, не прослеживая индивидуальные достижения и рост учащихся. Применяемые в педагогической практике методические приемы и способы проверки знаний и умений учащихся, не всегда позволяют отследить достижения учащимися образовательных результатов в соответствии с поставленными целями.
Традиционные формы контроля (диктант, устный опрос, письменный опрос, самостоятельная и контрольная работы) приводят к выше обозначенной проблеме. Среди недостатков традиционной системы контроля и оценивания результатов обучения выделяется также недостаточное внимание к вопросу самоконтроля.
 В связи с этим возникла проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика. Вот почему в последнее время появился портфолио, основной смысл которого – «показать всё, на что ты способен».
 Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». Наиболее удачным представляется следующее: портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных школьником результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.
 Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самоанализа и постановки целей различных видов деятельности. Даже в младшем школьном возрасте ребенок может осознавать, что, участвуя в конкурсе, он может получить красивый диплом, который потом можно включить в свою папку личных достижений. Следовательно, у него непроизвольно формулируется цель – показать максимальный результат. И не так важно, что стимул пока лишь красивый бланк, главное – он начинает осознавать взаимосвязь между своей целью и результатом.
 Если организованная система оценивания и учета достижений учащихся построена на основе модели «портфолио ученика», то она способствует:
- повышению объективно существующего уровня владения предметными знаниями, умениями и навыками;
- повышению интереса к предмету;
- формированию адекватной самооценки учащихся;
- формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
 Вместе с тем, можно отметить определенные проблемы и трудности, возникающие в процессе применения технологии «Портфолио»:
- требуется отведение определенного количества учебного времени на работу по формированию и анализу «Портфолио», подготовке их презентации;
- высокий уровень субъективности оценки;
- сложность в определении критериев оценки элементов состава «Портфеля», доступных для осознания и принятия учащимися;
- трудоемкость процесса проверки и оценки «Портфолио»;
- организационные трудности по хранению «Портфолио». 
 Вместе с тем опыт применения технологии «Портфель ученика» показывает появление у школьников потребности в самоконтроле и самооценке своих учебных результатов, развитие способности к содержательной рефлексии.
 Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
 Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как «портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…». То есть портфолио является одним из средств самооценки достижений самого учащегося.

Список литературы:
1. Фатуллаева А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2009. – № 9 (55). – С. 97-100.
2. Перепечина Л.Д. «Портфолио ученика» как средство оценки учебных достижений школьника в курсе географии // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – № 5. – С. 93-99.