Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1.Адрес инновационного педагогического опыта: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа» Катайского района Курганской области. 

1.2. Сведения об авторе передового опыта.

Ф.И.О.

Должность

Образование

Стаж

Категория

1.Коныгина Елена Владимировна

Учитель русского языка и литературы

Высшее

22

нет


1.3. Сведения об эксперте (экспертах)

Ф.И.О.

Должность, место работы

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени

1. Таланкина Людмила Алексеевна

Учитель русского языка и литературы, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Катайская средняя общеобразовательная школа №1

Высшее

 

Высшая

Почетный работник общего образования

2. Мартюшева Татьяна Викторовна

Учитель русского языка и литературы, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Катайск

Высшее

22

Высшая

 

3. Мешалкина Наталья Геннадьевна

Директор школы, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа»

Высшее

35

Первая

Почетный работник общего образования



Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Тема инновационного педагогического опыта: Формирование 
общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках русского языка и литературы.

2.2. Объект инновационного педагогического опыта: Образовательный процесс по русскому языку и литературе в 5-9 классах. 

2.3. Актуальность проблемы опыта: Одна из актуальных задач современного образования – формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков, которые необходимы для формирования базовых компетенций личности. Главная задача учителя – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебными умениями и навыками. Один из приоритетов повышения качества образования – целенаправленное развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков.

2.4. Условия функционирования опыта:
 - Кабинет, оснащенный наглядностью;
 - Наличие методической литературы;
 - Использование и реализация методов, направленных на развитие общеучебных умений и навыков учащихся;
 - Изучение опыта работы педагогов;
 - Личностные качества учителя.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта:
Цель моей работы: сформировать учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения и навыки по предмету.
Этапы эксперимента:
1) Изучение литературы по данной теме и подбор материала, соответствующего уровню конкретного класса.
2) Выделение основных дидактических требований формирования общеучебных умений и навыков:
 - мотивация обучения;
 - предметно-ориентированный тренинг;
 - активизация познавательной деятельности;
 - преемственность в формировании общеучебных умений и навыков;
 - учет сензитивного (благоприятного) периода формирования умений учиться;
 - диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков;
 - применение памяток, помогающих осуществлять учебные операции.
3) Составление плана самоанализа своей деятельности по вопросу формирования общеучебных умений и навыков школьников.
4) Создание листа индивидуальных достижений школьников.
Изучив литературу по теме опыта, формирую у школьников положительные мотивы к развитию своих учебных умений и навыков. На уроках русского языка и литературы развиваю общеучебные умения и навыки:

Учебно-коммуникативные навыки: владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять план, конспекты, тезисы, создавать письменные высказывания, анализировать текст.
Учебно-информационные навыки: слушать, запоминать, владеть приемами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником). 
Учебно-интеллектуальные навыки: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения.
Результатом деятельности является накопленный материал: сочинения, рефераты, доклады.

3.2.Результативность опыта (цифры, %). Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте:
Анализ произведенной экспериментальной работы позволяет сделать вывод, что обучающиеся владеют отдельными общеучебными умениями и навыками, которые помогают им обнаружить свои неиспользованные возможности, позволяющие успешно справляться с заданиями, эффективно применять усвоенную информацию, постепенно приближаясь к руководству собственным учением и тем самым обретать уверенность в своих силах.
Обучающиеся в течение 2 лет принимают участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок», во всероссийском конкурсе «Золотое руно». Никулин Роман и Бабина Юлия заняли 1 место во всероссийском конкурсе «Золотое руно» в 2010 году. В 2011-2012 учебном году учащиеся 7-8 классов впервые принимали участие в заочной областной олимпиаде по русскому языку (3 учащихся) и литературе (1 ученик). 



Дата заполнения: 01.09.2012