Модульная анкета обобщения передового опыта
Блок №1 «Общие сведения»
1.1.Адрес инновационного педагогического опыта: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа» Катайского района Курганской области.
1.2. Сведения об авторе передового опыта.
Ф.И.О.
|
Должность
|
Образование
|
Стаж
|
Категория
|
1.Коныгина Елена Владимировна
|
Учитель русского языка и литературы
|
Высшее
|
22
|
нет
|
1.3. Сведения об эксперте (экспертах)
Ф.И.О.
|
Должность, место работы
|
Образование
|
Стаж
|
Категория
|
Награды,
звания, ученые степени
|
1. Таланкина Людмила Алексеевна
|
Учитель русского языка и литературы, муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение Катайская средняя общеобразовательная
школа №1
|
Высшее
|
|
Высшая
|
Почетный работник общего образования
|
2.
Мартюшева Татьяна Викторовна
|
Учитель русского языка и литературы, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 2» г.Катайск
|
Высшее
|
22
|
Высшая
|
|
3.
Мешалкина Наталья Геннадьевна
|
Директор школы, муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная
школа»
|
Высшее
|
35
|
Первая
|
Почетный работник общего образования
|
Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Тема инновационного педагогического опыта: Формирование
общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках русского языка и литературы.
2.2. Объект инновационного педагогического опыта: Образовательный процесс по русскому языку и литературе в 5-9 классах.
2.3. Актуальность проблемы опыта: Одна из актуальных задач современного образования – формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков, которые необходимы для формирования базовых компетенций личности. Главная задача учителя – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебными умениями и навыками. Один из приоритетов повышения качества образования – целенаправленное развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков.
2.4. Условия функционирования опыта:
- Кабинет, оснащенный наглядностью;
- Наличие методической литературы;
- Использование и реализация методов, направленных на развитие общеучебных умений и навыков учащихся;
- Изучение опыта работы педагогов;
- Личностные качества учителя.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта:
Цель моей работы: сформировать учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения и навыки по предмету.
Этапы эксперимента:
1) Изучение литературы по данной теме и подбор материала, соответствующего уровню конкретного класса.
2) Выделение основных дидактических требований формирования общеучебных умений и навыков:
- мотивация обучения;
- предметно-ориентированный тренинг;
- активизация познавательной деятельности;
- преемственность в формировании общеучебных умений и навыков;
- учет сензитивного (благоприятного) периода формирования умений учиться;
- диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков;
- применение памяток, помогающих осуществлять учебные операции.
3) Составление плана самоанализа своей деятельности по вопросу формирования общеучебных умений и навыков школьников.
4) Создание листа индивидуальных достижений школьников.
Изучив литературу по теме опыта, формирую у школьников положительные мотивы к развитию своих учебных умений и навыков. На уроках русского языка и литературы развиваю общеучебные умения и навыки:
Учебно-коммуникативные навыки: владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять план, конспекты, тезисы, создавать письменные высказывания, анализировать текст.
Учебно-информационные навыки: слушать, запоминать, владеть приемами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником).
Учебно-интеллектуальные навыки: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения.
Результатом деятельности является накопленный материал: сочинения, рефераты, доклады.
3.2.Результативность опыта (цифры, %). Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте:
Анализ произведенной экспериментальной работы позволяет сделать вывод, что обучающиеся владеют отдельными общеучебными умениями и навыками, которые помогают им обнаружить свои неиспользованные возможности, позволяющие успешно справляться с заданиями, эффективно применять усвоенную информацию, постепенно приближаясь к руководству собственным учением и тем самым обретать уверенность в своих силах.
Обучающиеся в течение 2 лет принимают участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок», во всероссийском конкурсе «Золотое руно». Никулин Роман и Бабина Юлия заняли 1 место во всероссийском конкурсе «Золотое руно» в 2010 году. В 2011-2012 учебном году учащиеся 7-8 классов впервые принимали участие в заочной областной олимпиаде по русскому языку (3 учащихся) и литературе (1 ученик).
Дата заполнения: 01.09.2012