Блок №1 «Общие сведения»
1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Катайска
1.2. Сведения об авторе передового опыта
ФИО | Должность | Образование | Стаж | Категория |
Колотова Светлана Романовна | Учитель изобразительного искусства и черчения | Среднее специальное | 25 лет | Первая |
1.3. Сведения об экспертах
ФИО | Должность | Образование | Стаж | Категория | Награды |
Гаврилов Сергей Анатольевич | ГОУ СПО «Катайский педагогический техникум», преподаватель | Высшее | 25 | Высшая | Почётный работник РФ |
Никифорова Ирина Ревовна | МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа», учитель | Высшее | 23 | Высшая | |
Рычкова Юлия Петровна | МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», заместитель руководителя по воспитательной работе | Высшее | 10 | Первая |
Блок № 2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Тема инновационного педагогического опыта «Формирование креативной компетенции обучающихся на урока изобразительного искусства»
2.2. Объект инновационного педагогического опыта: обучающиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
2.3. Актуальность проблемы опыта
Необходимость формирования у школьников креативной компетенции в XXI веке связана с проблемами, возникшими в образовании: поиск новых способов формирования креативной компетенции обучающихся, которым по окончании школы предстоит реализовывать личностные качества, приобретённые знания, умения и навыки в современном обществе, ориентироваться в огромном потоке информации, с её насыщенностью и научностью; определение своего места в обществе. На решение этих проблем нацеливает Концепция модернизации Российского образования, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», государственный стандарт общего образования.
2.4. Условия функционирования опыта
Наличие кабинета, оборудования, программного обеспечения, методической литературы, дидактического материала (презентации, тесты, демонстрационные опыты, видеофильмы, фонограммы).
Блок № 3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта
Опираясь на собственный педагогический опыт в решении проблемы формирования и создания условий для реализации творческого потенциала школьника средствами изобразительного искусства, определила тему: «Формирование креативной компетенции обучающихся на уроках изобразительного искусства».
Креативная компетентность обучающегося, включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности обучающегося (коммуникативной, учебной, организаторской).
На уроках изобразительного искусства приоритетным стал деятельностный подход, активно внедряю в практику преподавания различные формы работы (учебное исследование, творческие практикумы, различные формы самостоятельной работы с художественным произведением и текстом).
В результате работы по формированию креативной компетенции обучающихся, сложилась собственная система методических приёмов, которая состоит из следующих основных компонентов:
1. Диагностика и мониторинг уровня сформированности креативной компетенции обучающихся, их умений и навыков.
2. Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.
3. Создание психолого-педагогических и организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся через использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов, форм; проектирование учебного процесса через систему урочной и внеурочной деятельности.
4. Оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе.
Систематическое отслеживание, сравнительный анализ образовательных достижений школьников позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры. Это отражается в позитивных результатах учебных достижений обучающихся: за последние три года наблюдается положительная динамика «успеваемости» обучающихся по изобразительному искусству: «неуспевающих» нет, возрастает количество обучающихся, получивших итоговые отметки «5» и «4», наблюдается положительная динамика «качества знаний» по изобразительному искусству.
За последние три года наблюдается положительная динамика увеличения количества творческих работ школьников по изобразительному искусству. Результатом формирования креативной компетенции обучающихся является: создание собственных продуктов творчества, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, индивидуальные достижения обучающихся на конкурсах и выставках, желание выполнять творческие работы и применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, поддержанию устойчивого интереса к предмету.
При анализе творческой деятельности и работ обучающихся были получены результаты, свидетельствующие об эффективности моей педагогической деятельности по формированию креативной компетенции школьников:
- обучающиеся обладают системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых им для творчества, наблюдательностью, креативностью мышления, инициативностью в творческой деятельности;
- переход детей от пассивного приобретения знаний к активному, творческому их применению в новых условиях, к разрешению различных проблем более глубоко и осознанно;
- творческий компонент присутствует в коммуникативной, учебной деятельности, активно проявляется в различных формах самостоятельной деятельности.
Обучающиеся регулярно и охотно выполняют различные творческие работы по изобразительному искусству: разрабатывают конкурсы, викторины, дидактические и наглядные пособия, мультимедийные презентации, ведут исследовательскую работу, готовят доклады, участвуют и побеждают в конкурсах и выставках различного уровня. Использование современных информационно - коммуникационных технологий на уроках дает школьникам возможность получить первичный опыт реализации учебных исследований и проектов, сформировать умение представлять результаты своей самостоятельной работы, которые в дальнейшем находят применение на уроках, в виде демонстрационного или дидактического материала, и в повседневной жизни. Выступления и работы детей стали отличаться глубиной исследования, точностью выводов, выразительностью изложения материала.
3.2. Результаты внеурочной деятельности по преподаваемому предмету
Конкурс | Год участия | Результат |
Международный игровой конкурс «Золотое руно» | 2010-2011 | Таушканова Полина - сертификат участника Ильина Светлана – сертификат участника Кироматова Елена – сертификат участника |
Международный конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» | 2010-2011 | Таушканова Полина - похвальная грамота Кироматова Елена - похвальная грамота |
Районный конкурс детского рисунка «Я выбираю будущее…» | 2010-2011 | Тетерина Наталья – грамота победителя |
Областной конкурс детского рисунка «Я выбираю будущее…» | 2010-2011 | МОУ СОШ №2 - благодарственное письмо за активное участие |