Модульная анкета обобщения передового опыта
Блок №1 «Общие сведения»
1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верхнеключевская средняя общеобразовательная школа»
1.2. Сведения об авторе передового опыта
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж |
Категория |
Колмогорцева Светлана Владимировна |
учитель начальных классов |
среднее-специальное |
23 года |
нет |
1.3. Сведения об экспертах
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж |
Категория |
Награды, звания, ученые степени |
Галунчикова Галина Фёдоровна |
МУ«Управление образования Катайского района», методист по начальному
общему образованию |
высшее |
26 |
высшая |
Почётная грамота Министерства образования и науки РФ |
Шаркова Наталья Вениаминовна |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», учитель начальных классов |
высшее |
27 |
высшая |
Почётная грамота Министерства образования |
Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Наименование темы опыта «Активизация познавательной деятельности младших школьников»
2.2. Объект передового опыта МКОУ «Верхнеключевская средняя общеобразовательная школа», с.Верхнеключевского, Катайского района.
2.3. Актуальность темы.
С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становится школой воспитания. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.
2.4. Условия функционирования опыта.
Данный опыт может быть реализован при соблюдении следующих условий:
- Создание в классе благоприятных условий для коллективной работы и формирование интереса к учению.
- Использование следующих принципов обучения: интеграции и дифференциации, систематичности, доступности, осознанности, личностно-ориентированного подхода.
- Использование игровых, проектных и коммуникативных технологий.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта:
Задача учителя – создать в классе благоприятные условия для коллективной работы и умело управлять этим процессом. При этом следует учитывать, что у младших школьников преобладает интерес к формам и приёмам познавательной деятельности, а не к её содержанию или самому предмету. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал. Использовать игры можно на всех уроках. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к предметам, развитию внимания, мышления. В последнее время в школе активно использует преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. Проектная деятельность даёт возможность:
- освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;
- появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
- стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований и т.д. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо¬вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, более 70% учащихся об¬ращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности. Роль учителя в проектном обучении меняется. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Руководствуясь актуальными словами писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!», мы с ребятами тоже поработали над, пока ещё двумя, проектами - «Покормите птиц зимой!» (коллективный) и «Моя деревня»(индивидуальный). Ребятам понравилась работа и, в будущем, уже в среднем звене, я, думаю, они продолжат принимать активное участие в проектной деятельности.
Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Ведь уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако учителю важно помнить, что этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе всего обучения.
3.2. Результативность опыта:
1.Повышение уровня обучения и улучшение успеваемости обучающихся.
2.Повышение интереса к учёбе.
3.Развитие познавательной активности.
4.Формирование навыков самостоятельного исследования.
Дата заполнения анкеты: 18.01.2013