Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верхнеключевская средняя общеобразовательная школа»

1.2. Сведения об авторе передового опыта

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Колмогорцева Светлана Владимировна

учитель начальных классов

среднее-специальное

23 года

нет


1.3. Сведения об экспертах

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени

Галунчикова Галина Фёдоровна

МУ«Управление образования Катайского района», методист по начальному общему образованию

высшее

26

высшая

Почётная грамота Министерства образования и науки РФ

Шаркова Наталья Вениаминовна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», учитель начальных классов

высшее

27

высшая

Почётная грамота Министерства образования



Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта «Активизация познавательной деятельности младших школьников»

2.2. Объект передового опыта МКОУ «Верхнеключевская средняя общеобразовательная школа», с.Верхнеключевского, Катайского района.

2.3. Актуальность темы. 
С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы  не  пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми,  игра становится школой воспитания. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая  игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

2.4. Условия функционирования опыта.
Данный опыт может быть реализован при соблюдении следующих условий:
- Создание в классе благоприятных условий для коллективной  работы и формирование интереса к учению.
- Использование следующих принципов обучения: интеграции и дифференциации, систематичности, доступности, осознанности, личностно-ориентированного подхода.
- Использование игровых, проектных и коммуникативных технологий.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: 
Задача учителя – создать в классе благоприятные условия для коллективной работы и умело управлять этим процессом. При этом следует учитывать, что у младших школьников преобладает интерес к формам и приёмам познавательной деятельности, а не к её содержанию или самому предмету. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал. Использовать игры можно на всех уроках. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к предметам, развитию внимания, мышления.  В последнее время в школе активно использует преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. Проектная деятельность даёт возможность: 
- освоения  новых способов деятельности на интегрированном содержании; 
- появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели; 
- стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований и т.д. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо¬вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, более 70% учащихся об¬ращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы  хорошо вписывается в учебный  процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности.  Роль учителя в проектном обучении меняется. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Руководствуясь актуальными словами писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»,  мы  с ребятами  тоже поработали над, пока ещё двумя, проектами - «Покормите птиц зимой!» (коллективный) и «Моя деревня»(индивидуальный). Ребятам понравилась работа и, в будущем, уже в среднем звене, я, думаю, они продолжат принимать активное участие в проектной деятельности.
Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Ведь уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако учителю важно помнить, что этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе всего обучения.
 
3.2. Результативность опыта: 
1.Повышение уровня обучения и улучшение успеваемости обучающихся.
2.Повышение интереса к учёбе.
3.Развитие познавательной активности.
4.Формирование навыков самостоятельного исследования.


Дата заполнения анкеты: 18.01.2013