Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок № 1. «Общие сведения»

1.1 Адрес передового опыта Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Лобановская основная общеобразовательная школа» Катайского района.

1.2 Сведения об авторе передового опыта:

Ф.И.О.

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, учёные степени

1.

Казанцева Нина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

высшее

25

Первая

нет


1.3. Сведения об экспертах:

Ф.И.О.

Должность

Образование

Стаж

Категория.

Награды, звания, учёные степени

1

Таланкина Людмила Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

Высшее

27

Высшая

нет

2

Мартюшева Татьяна Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Высшее

22

 Высшая

нет

3

Марянинова Татьяна Ивановна

Зам. директора по УВР

Высшее

28

 нет

нет



Блок № 2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта «Развитие познавательных интересов и филологических способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством игровых форм»

2.2. Объект передового опыта учащиеся 5-9 классов МКОУ «Лобановская ООШ»

2.3. Актуальность проблемы опыта: Среди множества актуальных проблем школы есть одна, от решения которой зависит успешность обучения учащихся: у детей потерян интерес к учебе, отсутствует мотивация. Не секрет, что дети читают сейчас мало, грамотность их падает, занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность, неумение правильно, логично высказать свою мысль. Поэтому задача учителя – пробудить устойчивый интерес к учению, развивать творческие силы в школьниках, с первой и до последней минуты урока включая в активную работу всех учащихся

2.4. Условия функционирования опыта: Основная общеобразовательная школа; Наличие_оборудования, программного обеспечения, методической литературы, имеется дидактический и раздаточный материал (презентации, тесты, видеофильмы, фонограммы)
 Данный опыт может быть реализован при соблюдении следующих условий:
 - Использование следующих принципов обучения: индивидуализации обучения, интеграции и дифференциации, систематичности, доступности, осознанности, личностно-ориентированного подхода.


Блок № 3. «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: Основу интереса к учению составляют глубокие и прочные знания. Нет знаний – нет интереса, поэтому для того, чтобы возбудить устойчивый интерес к учению, надо с первой и до последней минуты урока в активную работу включать всех учащихся. Игровая деятельность и нетрадиционные формы урока позволяют сделать это, т.к. активизируют учащихся, развивают интерес к предмету, усиливают мотивацию обучения, воспитывают творческую личность. Творчество – самый могучий импульс в развитии ребенка. Задача учителя – развивать творческие силы в школьниках. И тут на помощь учителю приходят игровые технологии, которые помогают сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Цель - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Для этого я использую уроки-путешествия, уроки-КВНы, викторины, конкурсы, дидактические и деловые игры. Занимательные рассказы, сказки, таблицы, рисунки, схемы способствуют развитию наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Занимательность является движущей силой познавательного интереса, создания положительного эмоционального фона урока.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их познавательных интересов и филологических способностей на различных этапах урока я использую правила в стихах, орфографические задачи, различные дидактические игры, викторины, кроссворды разных типов и уровней, чайнворды, загадки и другие головоломки. Причём, в некоторых случаях они могут быть не только предложены учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся составляют кроссворды, шарады, подбирают загадки по изучаемой или изученной теме, сочиняют сказки на грамматические темы, составляют опорные схемы изучаемых орфограмм, подбирают вопросы к викторинам. 
В своей практике наряду с традиционными формами проведения урока я использую и нестандартные: уроки - игры, уроки-КВНы, уроки - путешествия в страну Русского Языка, уроки-экскурсии, уроки-викторины и другие. На таких уроках дети работают с большим увлечением и лучше воспринимают большой и сложный материал. Учащиеся становятся более внимательны, лучше понимают требования учителя, речь становится более грамотной, выразительной 
«Игра для ребенка – естественная потребность», - утверждал В.Н. Сорока-Росинский, руководитель школы им. Достоевского в Ленинграде 1930-х годов. Думаю, с этим трудно не согласиться. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. В игре школьник получает право на свое мнение, отстаивание своей точки зрения.
Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.
Известный педагог-словесник Е.Н. Ильин писал: «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».
 
3.2. Результативность опыта. Использование игровых приемов и методов, нестандартных уроков пробуждает интерес школьников, повышает активность, внимательность, развивает познавательный интерес и филологические способности. Результативность их доказывает стабильность качества знаний обучающихся по предмету (33,3 -50%), 100%-ный уровень обученности обучающихся в классах, а также рост количества творческих работ, выполненных учащимися. В последнее время творческие работы сопровождаются мультимедийными презентациями

Количество творческих работ, выполненных обучающимися на «хорошо» и «отлично»

Виды творческих работ

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

2010-2011 гг.

V VII VIII

VI VIII IX

 V VII IX

Кроссворды

 - 1 -

 1 3 -

 2 2 5

Сообщения

 1 1 2

 2 3 4

 4 3 4

Сочинения

 3 2 2

 3 3 2

 1 5 3

итого

12

18

24


Результаты учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе

Учебный год

% успеваемости

% качества

Средний балл

Русский язык

2008-2009

100%

33,3%

3,5

2009-2010

100%

33,3%

3,5

2010-2011

100%

50%

3,7

Литература

2008-2009

100%

50%

3,5

2009-2010

100%

50%

3,5

2010-2011

100%

100%

4




Дата заполнения: 01.03.2012