Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Катайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» г. Катайск Курганской области

1.2. Сведения об авторе (авторах) передового опыта

Ф.И.О.

должность

образование

Стаж

Категория

Награды, звания, учёные степени

Касенова Ольга Владимировна

Учитель русского языка и литературы

Высшее, ШГПИ

7 лет

 Первая

 -



Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта: «Тестовый контроль знаний как средство совершенствования системы проверки и оценки результатов обучения русскому языку»

2.2. Объект передового опыта: процесс применения и использования тестового контроля знаний в МКОУ «Катайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

2.3. Актуальность проблемы опыта состоит в том, что современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось проведение итоговой аттестации в новой форме (ЕГЭ и ГИА). Очень важно использовать их на уроках русского языка, т.к. ЕГЭ по этому предмету является обязательным.

2.4. Условия функционирования опыта: имеется кабинет для работы педагога, ноутбук, мультимедиапроектор, имеется в наличии методическая литература, дидактические пособия, нормативно-правовая документация педагога.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: Важным фактором, повлиявшим на продолжение моей исследовательской работы в МКОУ «Катайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» в классах компенсирующего обучения, являются особенности микросоциума и контингента обучающихся. Это, как правило, люди, имеющие большой перерыв в учебе: кто 1-2 года, а кто и более. Именно из-за этого у обучающихся накапливается большое количество пробелов в знаниях, на устранение которых требуется довольно большой промежуток времени, измеряемый в систематических дополнительных занятиях и тренировочных упражнениях. Тестовый контроль в данной ситуации помогает увидеть качество знаний, умение, навыков обучающихся по теме, пройденной в данном классе, не касаясь предыдущего материала. 
В нашем ОУ обучаются обучающиеся, социальный статус семей которых неоднороден: служащие, рабочие, небольшой процент интеллигенции. Большинство из них живут в семьях, в которых родители имеют полное среднее и среднее специальное образование. Естественно, что социальный состав обучающихся в большей мере определяет уровень их интеллектуального развития, психологические особенности, личную направленность.    
Работая в ОУ, я также обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижение грамотности, культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. 
Снижается уровень грамотности обучающихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка не все обучающиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех обучающихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. 
Цель: обеспечить высокий уровень грамотности и качественную подготовку обучающихся к итоговой аттестации. 
Задачи: повысить грамотность, уровень подготовки обучающихся к уроку и, как следствие, процент успеваемости по предмету.
Предметом исследования является тестовый контроль знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку в ОУ.
Объектом исследования являются процесс проверки знаний, умений, навыков в форме различных видов тестовых заданий.

3.2. Практическое значение работы: повышение интереса к предмету, увеличение таких показателей как % успеваемости и качества. 
Теоретическое значение работы: Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов.
Педагогический тест — это краткое стандартизованное испытание, предназначенное для измерения обученности обучающегося, и состоящее из системы тестовых заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов на основе использования статистических методов. Структурными компонентами теста являются тестовые задания — задачи в тестовой форме.
 Важнейшими показателями качества тестовых заданий являются:
 - валидность,
 - определенность, 
 - простота,
 - однозначность,
 - равнотрудность. 
Тесты можно разделить на две категории — адаптивные и традиционные тесты. В школьном преподавании используются традиционные тесты.
Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
Виды тестовых заданий:
1.Задания с выбором ответов (закрытые задания).
 - Задания с выбором одного правильного ответа.
 - Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую "зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)
 - Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)
 - Задания с выбором нескольких правильных ответов.
2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа) 
 - Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно-следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)
 - Задания на установление правильной последовательности.
 
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:
Диагностическая заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося. 
Обучающая функция тестирования состоит мотивировании обучающегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. 

Существуют три формы работы с тестами: 
- коллективная; 
- групповая;
- индивидуальная.

Тестирование имеет ряд преимуществ:
• они не столь объемны, как традиционные;
• в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость задания повышается; 
• обеспечение стандартизации; 
• обеспечение индивидуальности, самостоятельность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю; 
• обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам; 
• тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя; 
• тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания обучающегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний обучающегося по предмету в целом и по отдельным его разделам; 
• способствуют большой накопляемости оценок; 
• не создаёт тяжёлого чувства тревожности, как перед традиционной контрольной работой или экзаменом. 
Тестирование имеет и ряд недостатков:
• исключение из процедуры контроля устного речевого компонента; 
• снижение потребности выбора главного в прочитанном; 
• тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством; 
• в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа); 
• необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. 
Для устранения недостатков необходимо применять различные виды тестов и форм тестовых заданий с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. 

Проводя в классе тестирование, нужно соблюдать простые правила:
• предусмотреть время (лучше с 9.00 до 12.00) и продолжительность (не более одного урока, т.к. при однообразной работе снижается внимание); 
• предусмотреть характер деятельности обучающихся до тестирования; 
• дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы; 
• не пользоваться бездумно готовыми тестами (учитывать уровень подготовки класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат); 
• проводить анализ результатов тестирования оперативно; 
• анализ результатов должен носить диагностический характер, раскрывать причины возникновения ошибок, быть эффективным средством корректирования.
Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существует несколько подходов к проблеме педагогического тестирования.
Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования и на этом основании выделяются нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты.
Во-вторых, педагогические тесты подразделяются на гомогенные, основанные на содержании одной предметной дисциплины, и гетерогенные, т.е. междисциплинарные.
В-третьих, педагогические тесты в системе общего образования подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации. 
В-четвертых, по форме предъявления педагогические тесты различаются на: «бумажные» (бланковые), когда испытуемому предоставляется распечатка теста на бумаге, «звуковые», когда тестовые задания предъявляются в звуковой форме и компьютерные, когда учащийся должен отвечать на задания, работая на компьютере.
Можно выделить следующие типы тестов: входные, итоговые, промежуточные, текущие, диагностические, тематические.
 
3.3. Результативность опыта: Совершенствование системы проверки и оценки результатов обучения русскому языку на основе применения тестового контроля позволило достичь определенных результатов:
 - у большинства обучающихся сформировалась положительная мотивация к изучению русского языка;
 - более эффективно осуществляется системный тренинг с целью подготовки к аттестационным испытаниям в форме ГИА и ЕГЭ; 
 - возросло количество обучающихся, имеющих устойчивые навыки правописания;
 - обучающиеся стали ощущать себя успешными и уверенными, возросла степень их психологического комфорта на уроках.

С целью оценки результативности опыта предлагаю следующие данные успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку:

2005 г

2006 г

2008 г

2010 г

класс

кач. знаний

класс

кач. знаний

класс

кач. знаний

класс

кач. знаний

5

44 %

6

52 %

7

57 %

9

21 %


Результаты обученности учащихся по русскому языку (в % от общего числа обучающихся) при 100% успеваемости:

Учебный год

Классы, в которых работаю

Успеваемость по предмету, в %

Качество знаний в %

2004 – 2005 учебный год

5

100 %

44 %

2005 – 2006 учебный год

6

100 %

52 %

2007 – 2008 учебный год

7

100 %

57 %

2009 – 2010 учебный год

9 класс КО

100 %

21%

 
Динамика успеваемости обучающихся 9 класса по русскому языку в 2009 – 2010 учебном году, где контроль знаний, умений, навыков учащихся осуществлялся при помощи тестовой системы проверки и оценки результатов обучения.

Четверть

Класс

% успеваемости

1 четверть

9 класс КО

67 %

2 четверть

9 класс КО

88 %

3 четверть

9 класс КО

100 %


Повышение учебной мотивации у обучающихся 9 класса свидетельствует о достижении поставленной цели. Обучающиеся овладевают знаниями с целью успешной сдачи экзаменов.
Об эффективности использования системы тестового контроля свидетельствует и успешная сдача экзаменов по русскому языку выпускников сельской общеобразовательной школы в 2008 – 2009 учебном году. 
Для оценки результативности опыта был определен уровень познавательной активности, учебной мотивации, интеллектуального развития (9 класс КО 2009 - 2010 учебный год)

Познават. актив. на уроках

Уровень учебной мотивации

Уровень интеллект. разв.

высокая – 30 %
средняя – 22 %
низкая – 14 %

высокая – 29 %
средняя – 20 %
низкая – 12 %

высокий – 28 %
средний – 21 %
низкий – 15 %


Как видно из данных, приведенных в таблице, возросло количество обучающихся с высокой познавательной активностью в классе, где на уроках русского языка контроль знаний обучающихся осуществляется с использованием тестовой системы проверки и оценки результатов обучения . 
Наблюдается положительная динамика в количестве обучающихся с высоким уровнем интеллектуального развития. Большой объем знаний, прочные знания обучающихся в старшем классе по