Блок №1 «Общие сведения»
1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Катайска
1.2. Сведения об авторе передового опыта
ФИО | Должность | Образование | Стаж | Категория |
Греховодова Галина Алексеевна | Учитель Начальных классов | высшее | 27 лет | высшая (воспитатель) |
1.3. Сведения об экспертах
ФИО | Должность | Образование | Стаж | Категория | Награды, звания, ученые степени |
Галунчикова Галина Фёдоровна | МУ«Управление образования Катайского района», методист по начальному общему образованию | высшее | 26 | высшая | Почётная грамота Министерства образования и науки РФ |
Косотурова Наталья Анатольевна | КСОШ №1 г. Катайска, учитель начальных классов | высшее | 18 | высшая |
Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Наименование темы опыта «Словарно– орфографическая работа как средство формирования языковой компетентности младших школьников»
2.2. Объект передового опыта МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Катайска.
2.3. Актуальность темы.
На протяжении всего курса русского языка в начальной школе большое значение придается словарной работе на уроках. Эта работа охватывает усвоение учащимися новых слов и их значений, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, и использование новых усвоенных слов в речи. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее и красивее его речь. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова часто ведет к непониманию всего содержания читаемого материала, а без усвоения слов с непроверяемым написанием нельзя в полной мере овладеть грамотным письмом.
Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность, на мой взгляд, приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
2.4. Условия функционирования опыта.
Данный опыт может быть реализован при соблюдении следующих условий:
- Использование следующих принципов обучения: интеграции и дифференциации, систематичности, доступности, осознанности, личностно-ориентированного подхода.
- Использование игровых, проектных и коммуникативных технологий.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта:
Мой класс по языковой подготовке неоднороден. Обучая русскому языку, я наблюдаю, что у ребят появляется интерес к слову и его использованию в речи, обогащается их словарный запас. Дети с интересом выполняют творческие задания, сочиняют рассказы, небольшие стихи. Этому способствует систематическая работа над словом и развитием связной речи учащихся.
Несомненно, словарно-орфографическая работа оказывает положительное влияние на грамотность моих учеников. Эффективная методика, систематичность в работе помогают учащимся понять трудные слова, облегчают их запоминание, развивают внимание, орфографическую зоркость, тем самым способствуют прочному усвоению слов с непроверяемым написанием, а также позволяют избежать процесса монотонности усвоения новых знаний, обеспечивают наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.
Материалы, представленные в методической разработке, помогут реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику.
Предложенный алгоритм работы представляет собой эффективную методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся.
Грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.
Систематическая работа по развитию орфографической зоркости даёт свои положительные результаты и в психологическом плане: дети укрепляют уверенность в себе, самооценка становится выше, что двигает их развитие вперёд. Вся данная работа повышает уровень качества образования, что на современном этапе развития общества достаточно актуально.
3.2. Результативность опыта: На основе личного опыта использования разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается уровень языкового развития школьников, решаются проблемы интеллектуального развития, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
Дата заполнения анкеты: 25.11.2011