Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа»  Катайского района Курганской области

1.2. Сведения об авторе передового опыта

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Грехова
Татьяна Николаевна

Учитель
Начальных классов

высшее

33 года

нет


1.3. Сведения об экспертах

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания,
ученые степени

Галунчикова Галина Фёдоровна

МУ «Управление образования Администрации Катайского района», методист по начальному общему образованию

высшее

26

высшая

Почётная грамота Министерства образования и науки РФ

 Лесникова Светлана Степановна

МКОУ Катайская средняя общеобразовательная школа №1 , учитель начальных классов

высшее

24

высшая

Почётный работник общего образования РФ

Мешалкина Наталья Геннадьевна

МКОУ «Петропавловская основная общеобразовательная школа»

высшее

35

первая

Почётный работник образования РФ


Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Тема инновационного педагогического опыта
Тема: «Формирование  коммуникативной компетентности  в     условиях  деятельностного подхода  на уроках   литературы  в классе – комплекте».

2.2. Объект инновационного педагогического опыта: 
Образовательный процесс по литературе в классе- комплекте начальной школы.

2.3. Актуальность проблемы опыта 
Проблема формирования коммуникативной компетентности  в условиях деятельностного подхода  на уроках литературного чтения, как личностного свойства актуализировалась в связи с ориентацией образования на компетентностный подход. Необходимость формирования и развития ключевых компетентностей  доказывается нынешним поколением стандарта. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих ключевую компетенцию образования  «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Успешность формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективна  только при условии разработки, реализации специальной системы методик и технологий, с учётом уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.д.) других людей.  При этом стараться не забывать, что не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения и воспитания должны, формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья.  Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы. Читательская культура - это привычка к систематическому чтению, которая воспитывается у ребенка в семье и школе.  В этом случае на учителя ложится дополнительный груз ответственности за это. Моя цель - помочь каждому ребенку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их и «разговаривать» с ними. Помочь детям овладеть всеми читательскими премудростями не для оценки, не для учителя, не для папы с мамой, а для себя, чтобы с помощью книг-собеседников лучше познать себя и окружающий мир.  Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное». 

2.4. Условия функционирования опыта.
 1) Наличие классного кабинета  с  компьютером; 
 2) Личностный методический опыт учителя;   
 3) Изучение опыта других педагогов;
 4) Наличие методической литературы;
 5) Наличие электронных  приложений к урокам математики, русского языка и окружающего мира (ФГОС НОО, «Школа России»);
 6) Наличие разработанных программ по всем преподаваемым мной предметам;
 7) Использование Интернет ресурсов;
Данный опыт может быть реализован при  использование следующих принципов обучения -   это личностно-ориентированный, деятельностный, доступности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Использование игровых, здоровьесберегающих, проектных, коммуникативных и других технологий. 


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: Одно из требований Федерального государственного стандарта является  личностное развитие обучающихся, наряду с метапредметным и предметным. А основой реализации является  системно-деятельностный подход, который я  использую, для реализации своих задач на уроках литературы.   В Стандарте начального общего образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения отмечается, что одной из целей изучения литературного чтения в начальной школе является «воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы». В обязательный минимум содержания основных образовательных программ включено «умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг». Выпускники начальной школы должны «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)». 
Я работаю в сельской школе в классе - комплекте, класс небольшой, всего 7 человек. На уроках литературного чтения я стараюсь использовать самые разнообразные технологии, приемлемые для условий нашей школы. Мне пришлось изучить немало методической  литературы и выбрать то, что я могу использовать. Ведь каждый ребенок уникален и неповторим и задача учителя- помочь ему раскрыться. Ребенок рожден для успеха! В своей работе, я использую здоровьесберегающие технологии Базарнова В.Ф. В качестве приема здоровьесбережения, применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Ребёнку с хорошим здоровьем легче воспринимать и усваивать учебный материал об этом забывать нельзя. Игровые технологии занимают важное место на уроках литературного чтения. В процессе игры у ребят развивается наблюдательность, воображение. Моя задача - организовать игровую деятельность, пробудить в детях любопытство. В игру я стараюсь вовлекать каждого ученика класса. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. В игре я продумываю не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью я использую простейшие средства обратной связи: сигнальные карточки, флажки. В  игры я вношу элементы соревнования, что повышает активность детей, но не злоупотребляю ими. Ведь  дети младшего школьного возраста  очень эмоциональны, впечатлительны, у них ещё слабая нервная система-  значит, не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они ещё не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться для них причиной горьких слёз. Игра в начальной школе требует тонкой и точной инструментовки со стороны учителя, осторожного с ней обращения, об этом стараюсь не забывать. В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Мумми-троль, персона¬жи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»). В своей работе на уроках литературного чтения я  использую книгу для учителя «Занимательное азбуковедение», автор В.В.Волина, это  прекрасное пособие для учителя.  Эта книга помогает сделать урок более интересным и занимательным. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность.
Технология творчества.  Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности.  «Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести  таинственному цветку поэзии  в душе ребенка, школьника, начинающего мастера» Л. Н. Толстой. Творческие способности детей я стараюсь развивать на всех уроках  и конечно литературного чтения.     Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями. Через язык он приобщается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературе других народов. На уроках мы придумываем небольшие четверостишья на разные темы: «Зима», «Весна». «Осень», «Цветы» и т д. Стихи простые, незамысловатые, но сколько радости и гордости дети испытывают, написав эти строки. Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий уровень проводимых в школе уроков. В содержании этих уроков присутствует народный дух, национальная мудрость. Любимым делом ребят являются фольклорные праздники, где дети исполняют народные песни, водят хороводы, исполняют народные танцы, инсценируют сказки, понимают нравственный и поэтический смысл пословиц, поговорок. 
Активно использовать ИКТ я стала с 2011учебного года, когда набрала 1класс и стала заниматься с детьми по стандартам ФГОС НОО второго поколения. К  УМК  «Школа России» есть электронные приложения по разным предметам, в том числе и по обучению грамоте. Я использую их, как часть урока. Дети очень любят такие уроки. В этом году у меня 2 класс,  работу с использованием ИКТ продолжаю. Использую ИКТ  и  во внеурочной деятельности (презентации), в этом мне помогает Интернет. Применение информационных технологий повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся. В работе использую готовые мультимедийные презентации (http://viki.rdf.ru/author/30, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://pedsovet.org/ и др.), создаю собственные при помощи программы MicrosoftPowerPoint. Систематическая работа даёт свои положительные результаты, как в учебной деятельности, так и в психологическом плане. У детей появилась уверенность в себе, в своих силах, самооценка стала выше. На современном этапе развития общества  эта тема актуальна, а ИКТ способствует повышению качества образования. Ведь не зря говорят, что человек запоминает20%услышанного и 30% увиденного и более 50% того, что он услышит и увидит одновременно.

3.2. Результативность опыта. 
У детей  под умелым руководством учителя начинают формироваться учебно- информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные  умения и навыки, улучшается успеваемость обучающихся. Повышается интерес к изучаемому предмету. Происходит развитие познавательной активности. Повышается мотивация обучающихся к процессу обучения. Дети с желанием участвуют в конкурсах, исследовательских проектах, участвовать в концертной деятельности, во внеклассных мероприятиях. К 50-летию полёта в космос четыре человека из моего класса Качалков Д, Шипицына С.В ,Агафонов Е. А., Годонога С.Р, работали над проектом «Млечный путь-наш звёздный дом» и стали призёрами конкурса.  В 2012г ученица 3-го класса, Помазкина А.А, участвовала в конкурсе сочинений «Мы выбираем будущее»  и заняла второе место. Ученица 3-го класса, Годонога В.Р., участвовала в конкурсе « Охрана труда глазами детей» и заняла 3-е место, к своим рисункам она написала короткие четверостишья. Дети участвуют в конкурсах «Золотое руно» «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит» и др. Ведь умение читать даёт возможность узнать много нужной интересной информации из разных источников. «Кто много читает, тот много и знает» есть такая замечательная пословица. Обучающиеся  приобретают элементарные навыки опыта использования ИКТ, пытаются создавать презентации к урокам и выступлениям. Так, Годонога.С, ученик 4-го класса выступил на общешкольном родительском собрании с презентацией о своем дедушке участнике ВО войны «Страницы жизни моей семьи в истории нашей страны».Стоит не забывать, что тема чтения всегда будет актуальна, но почему? А потому, что оно  помогает ребёнку легко усваивать материал и хорошо учиться. Развивает речь диалогическую, монологическую, память, воображение, логическое мышление, обогащает его словарный запас. Учит видеть хорошее и плохое, анализировать прочитанное и делать выводы. Готовит ребенка к жизни в современном обществе и возможно сумеет помочь сделать выбор профессии. А. М. Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Она расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека, учит оценивать поступки, понимать жизнь.  В  этом году, на базе нашей школы был проведён семинар-практикум  для учителей  начальных классов Катайского района, набирающих первый класс. Я дала открытый урок по обучению грамоте  в соответствии с требованиями ФГОС, посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться.  Опыт работы обобщён на уровне ОУ.



Дата заполнения: 20.09.2012