Модульная анкета обобщения передового опыта
Блок №1 «Общие сведения»
1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа» Катайского района Курганской области
1.2. Сведения об авторе передового опыта
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж |
Категория |
Грехова |
Учитель |
высшее |
33 года |
нет |
1.3. Сведения об экспертах
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж |
Категория |
Награды, звания, |
Галунчикова Галина
Фёдоровна |
МУ «Управление
образования Администрации Катайского района», методист по начальному общему
образованию |
высшее |
26 |
высшая |
Почётная грамота
Министерства образования и науки РФ |
Лесникова Светлана Степановна |
МКОУ Катайская средняя
общеобразовательная школа №1 , учитель начальных классов |
высшее |
24 |
высшая |
Почётный
работник общего образования РФ |
Мешалкина Наталья
Геннадьевна |
МКОУ «Петропавловская
основная общеобразовательная школа» |
высшее |
35 |
первая |
Почётный работник
образования РФ |
Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Тема инновационного педагогического опыта
Тема: «Формирование коммуникативной компетентности в условиях деятельностного подхода на уроках литературы в классе – комплекте».
2.2. Объект инновационного педагогического опыта:
Образовательный процесс по литературе в классе- комплекте начальной школы.
2.3. Актуальность проблемы опыта
Проблема формирования коммуникативной компетентности в условиях деятельностного подхода на уроках литературного чтения, как личностного свойства актуализировалась в связи с ориентацией образования на компетентностный подход. Необходимость формирования и развития ключевых компетентностей доказывается нынешним поколением стандарта. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих ключевую компетенцию образования «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Успешность формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективна только при условии разработки, реализации специальной системы методик и технологий, с учётом уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.д.) других людей. При этом стараться не забывать, что не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения и воспитания должны, формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы. Читательская культура - это привычка к систематическому чтению, которая воспитывается у ребенка в семье и школе. В этом случае на учителя ложится дополнительный груз ответственности за это. Моя цель - помочь каждому ребенку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их и «разговаривать» с ними. Помочь детям овладеть всеми читательскими премудростями не для оценки, не для учителя, не для папы с мамой, а для себя, чтобы с помощью книг-собеседников лучше познать себя и окружающий мир. Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное».
2.4. Условия функционирования опыта.
1) Наличие классного кабинета с компьютером;
2) Личностный методический опыт учителя;
3) Изучение опыта других педагогов;
4) Наличие методической литературы;
5) Наличие электронных приложений к урокам математики, русского языка и окружающего мира (ФГОС НОО, «Школа России»);
6) Наличие разработанных программ по всем преподаваемым мной предметам;
7) Использование Интернет ресурсов;
Данный опыт может быть реализован при использование следующих принципов обучения - это личностно-ориентированный, деятельностный, доступности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Использование игровых, здоровьесберегающих, проектных, коммуникативных и других технологий.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта: Одно из требований Федерального государственного стандарта является личностное развитие обучающихся, наряду с метапредметным и предметным. А основой реализации является системно-деятельностный подход, который я использую, для реализации своих задач на уроках литературы. В Стандарте начального общего образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения отмечается, что одной из целей изучения литературного чтения в начальной школе является «воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы». В обязательный минимум содержания основных образовательных программ включено «умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг». Выпускники начальной школы должны «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)».
Я работаю в сельской школе в классе - комплекте, класс небольшой, всего 7 человек. На уроках литературного чтения я стараюсь использовать самые разнообразные технологии, приемлемые для условий нашей школы. Мне пришлось изучить немало методической литературы и выбрать то, что я могу использовать. Ведь каждый ребенок уникален и неповторим и задача учителя- помочь ему раскрыться. Ребенок рожден для успеха! В своей работе, я использую здоровьесберегающие технологии Базарнова В.Ф. В качестве приема здоровьесбережения, применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Ребёнку с хорошим здоровьем легче воспринимать и усваивать учебный материал об этом забывать нельзя. Игровые технологии занимают важное место на уроках литературного чтения. В процессе игры у ребят развивается наблюдательность, воображение. Моя задача - организовать игровую деятельность, пробудить в детях любопытство. В игру я стараюсь вовлекать каждого ученика класса. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. В игре я продумываю не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью я использую простейшие средства обратной связи: сигнальные карточки, флажки. В игры я вношу элементы соревнования, что повышает активность детей, но не злоупотребляю ими. Ведь дети младшего школьного возраста очень эмоциональны, впечатлительны, у них ещё слабая нервная система- значит, не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они ещё не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться для них причиной горьких слёз. Игра в начальной школе требует тонкой и точной инструментовки со стороны учителя, осторожного с ней обращения, об этом стараюсь не забывать. В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Мумми-троль, персона¬жи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»). В своей работе на уроках литературного чтения я использую книгу для учителя «Занимательное азбуковедение», автор В.В.Волина, это прекрасное пособие для учителя. Эта книга помогает сделать урок более интересным и занимательным. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность.
Технология творчества. Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. «Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести таинственному цветку поэзии в душе ребенка, школьника, начинающего мастера» Л. Н. Толстой. Творческие способности детей я стараюсь развивать на всех уроках и конечно литературного чтения. Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями. Через язык он приобщается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературе других народов. На уроках мы придумываем небольшие четверостишья на разные темы: «Зима», «Весна». «Осень», «Цветы» и т д. Стихи простые, незамысловатые, но сколько радости и гордости дети испытывают, написав эти строки. Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий уровень проводимых в школе уроков. В содержании этих уроков присутствует народный дух, национальная мудрость. Любимым делом ребят являются фольклорные праздники, где дети исполняют народные песни, водят хороводы, исполняют народные танцы, инсценируют сказки, понимают нравственный и поэтический смысл пословиц, поговорок.
Активно использовать ИКТ я стала с 2011учебного года, когда набрала 1класс и стала заниматься с детьми по стандартам ФГОС НОО второго поколения. К УМК «Школа России» есть электронные приложения по разным предметам, в том числе и по обучению грамоте. Я использую их, как часть урока. Дети очень любят такие уроки. В этом году у меня 2 класс, работу с использованием ИКТ продолжаю. Использую ИКТ и во внеурочной деятельности (презентации), в этом мне помогает Интернет. Применение информационных технологий повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся. В работе использую готовые мультимедийные презентации (http://viki.rdf.ru/author/30, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://pedsovet.org/ и др.), создаю собственные при помощи программы MicrosoftPowerPoint. Систематическая работа даёт свои положительные результаты, как в учебной деятельности, так и в психологическом плане. У детей появилась уверенность в себе, в своих силах, самооценка стала выше. На современном этапе развития общества эта тема актуальна, а ИКТ способствует повышению качества образования. Ведь не зря говорят, что человек запоминает20%услышанного и 30% увиденного и более 50% того, что он услышит и увидит одновременно.
3.2. Результативность опыта.
У детей под умелым руководством учителя начинают формироваться учебно- информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные умения и навыки, улучшается успеваемость обучающихся. Повышается интерес к изучаемому предмету. Происходит развитие познавательной активности. Повышается мотивация обучающихся к процессу обучения. Дети с желанием участвуют в конкурсах, исследовательских проектах, участвовать в концертной деятельности, во внеклассных мероприятиях. К 50-летию полёта в космос четыре человека из моего класса Качалков Д, Шипицына С.В ,Агафонов Е. А., Годонога С.Р, работали над проектом «Млечный путь-наш звёздный дом» и стали призёрами конкурса. В 2012г ученица 3-го класса, Помазкина А.А, участвовала в конкурсе сочинений «Мы выбираем будущее» и заняла второе место. Ученица 3-го класса, Годонога В.Р., участвовала в конкурсе « Охрана труда глазами детей» и заняла 3-е место, к своим рисункам она написала короткие четверостишья. Дети участвуют в конкурсах «Золотое руно» «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит» и др. Ведь умение читать даёт возможность узнать много нужной интересной информации из разных источников. «Кто много читает, тот много и знает» есть такая замечательная пословица. Обучающиеся приобретают элементарные навыки опыта использования ИКТ, пытаются создавать презентации к урокам и выступлениям. Так, Годонога.С, ученик 4-го класса выступил на общешкольном родительском собрании с презентацией о своем дедушке участнике ВО войны «Страницы жизни моей семьи в истории нашей страны».Стоит не забывать, что тема чтения всегда будет актуальна, но почему? А потому, что оно помогает ребёнку легко усваивать материал и хорошо учиться. Развивает речь диалогическую, монологическую, память, воображение, логическое мышление, обогащает его словарный запас. Учит видеть хорошее и плохое, анализировать прочитанное и делать выводы. Готовит ребенка к жизни в современном обществе и возможно сумеет помочь сделать выбор профессии. А. М. Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Она расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека, учит оценивать поступки, понимать жизнь. В этом году, на базе нашей школы был проведён семинар-практикум для учителей начальных классов Катайского района, набирающих первый класс. Я дала открытый урок по обучению грамоте в соответствии с требованиями ФГОС, посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться. Опыт работы обобщён на уровне ОУ.
Дата заполнения: 20.09.2012