Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» с. Шутихинское Катайского района Курганской области

1.2. Сведения об авторе (авторах) передового опыта

Ф.И.О. Должность Образование Стаж Категория Награды, звания, учёные степени
Евсеева Любовь Дмитриевна учитель истории и обществознания высшее, ГОУВПО «МГГУ  имени М.А. Шолохова» 22 первая  


1.3. Сведения об эксперте (экспертах)

Ф.И.О. Должность, место работы Образование Стаж Категория Награды, звания, учёные степени
Кокшарова Наталья Николаевн МБОУ КСОШ №1,
учитель  истории и обществознания
высшее 30 высшая Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
Исакова Ирина Геннадьевна МКОУ «Шутихинская СОШ»,
руководитель
высшее 15 первая  
Максимова Татьяна Николаевна МБОУ СОШ №2,
учитель  истории и обществознания
высшее 29 первая  


Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта: «Применение информационных технологий на уроках истории как средство развития познавательных  и творческих способностей учащихся»

2.2. Объект передового опыта: процесс применения информационных технологий в МКОУ «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» 

2.3. Актуальность проблемы опыта: наши ученики – это люди нового поколения, современники  информационного общества. 
Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. 
Творческий и познавательный потенциал наших учеников огромен. Задача учителя - открыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования.  
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.Использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.

2.4. Условия функционирования опыта: кабинет истории и обществознания, информатики;мультимедийная установка; методическая и дидактическая литература;  электронные учебники; выход в сеть Интернет; нормативно-правовая документация.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1.Описание сущности опыта: применение информационных технологий на уроках истории и обществознания дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания обучающихся в интерактивном режиме. Это повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный,  коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры обучающихся. Данные технологии способствуют развитию творческих способностей  через побуждение интереса к предмету.  
Основная идея:  повышениекачествазнаний  и развитие творческих способностей учащихся через использование  информационных технологий.
Цель:  совершенствование образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий, создание условий для формирования информационной компетентности и творческих способностей учащихся.
Задачи:           
- активизировать познавательную деятельность  учащихся  через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ;                                                                                                         - развить умения  рассуждать и мыслить;
- развить  творческие способности  учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;
- развить навыки   работы  с текстом и  другими историческими  источниками.                                       
Практическая значимость: возможность использования и внедрения в образовательный процесс Интернет- ресурсов; создание презентаций; разработок уроков.
Теоретическое значение работы: 
Формирование ключевых компетенций, которые будут востребованы на едином государственном экзамене и в жизни, – это главное направление моей деятельности. А в качестве результата учебно-воспитательного процесса является  формирование способности к самообучению, достижению  успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда и творческой личности.
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика.
Стараюсь на каждом уроке развивать и поддерживать интерес к предмету. Для этого использую разные формы уроков:  урок-лекция;  урок-путешествие; урок-экспедиция; урок- игра; урок- практикум; мультимедиа- урок; проблемный урок. На уроке включаю работу с картой и атласом, историческими документами.  В домашнее задание стараюсь включать  задания, содержащее творческую  деятельность: составление кроссвордов и тематических заданий, написание сообщений,  нарисовать рисунок и составить по нему рассказ. Подбираю развивающие, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, развивающийи занимательный  характер.
На мой взгляд, обучение будет более эффективным, если применять современные технологии. Использование информационных технологий в школе - объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня. 
На мой взгляд, когда используешь на уроках новые технологии, то  все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. При этом они имеют возможность понимать и высказаться по поводу того, что они знают и думают. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях.
Наглядность на истории играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания,  речи, создании образов, мышления учащихся. При изучении тем о культуре и  путешествиях просто не обойтись без ИКТ. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Применяю информационные технологии  не только при изучении нового материала, а очень часто при контрольно-оценочной деятельности: тесты, викторины, пазлы, кроссворды. При подготовке учащихся к ЕГЭ использовала интернет сайты «РЕШУ ЕГЭ», «ЕГЭ на 5», материалы ФИПИ.
В процессе обучения истории и обществознанию я пользуюсь компьютерными учебниками: «История древнего мира» (5 класс), «История России XX век» (9 класс), Экономика и право и другие. Часто применяю  видео - мультимедийные презентации. Презентации беру из интернет- ресурсов или составляю сама. 
Основной проблемой расширения использования возможностей ИКТ считаю отсутствие массового доступа в сеть Интернет  учащихся  и отсутствие в кабинете компьютера у каждого ученика.
Часть уроков стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Я уверена, что содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных учащихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов, вызывающих у учащихся активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.  Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело и неэффективно. Поэтому чаще на уроках использую её как элемент урока. Например, при изучении темы «Семья и быт» использую метод дискуссии, мы обсуждаем вопрос «Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведет к повышению нравственной воспитанности выросших в ней детей?». 
Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умение правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.
Основной проблемой реализации данной технологии считаю недостаточную информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире, а  субъективного опыта у них еще мало.
Проектно-исследовательский метод – один из самых интересных, но трудных для меня при реализации его в практику преподавания.Организация исследовательской деятельности - достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Чаще использую проектную деятельность на  уроках экономики (составление бизнес – планов, решение задач по менеджменту и т.п.).
Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником, а в первую очередь, Личностью. Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через курсы, ресурсы глобальной сети.  Думаю, что учащимся более интересен учитель, который не ограничивается рамками содержания параграфа учебника.

3.2.  Результативность опыта:   В 2012-2013 учебном году мои ученики (7) впервые сдавали  ЕГЭ по обществознанию: средний балл составил 61, минимальный-19, максимальный-88. Две выпускницы получили золотые медали. С 2008-2009 учебного года  я выпускаю 9 класс, где учащиеся выбирают ГИА по истории и обществознанию. Все ученики  успешно справились с экзаменами: успеваемость - 100, средний балл – 3,7.   С приходом ИКТ школьники стали активнее участвовать в различных   конкурсах,  научно-практических конференциях и занимать призовые места: Международный конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»: Бездомов В.  и Бездомова К. заняли 1 место по России; Общероссийский «Молодежный чемпионат по обществознанию»: Исакова А. является региональным победителем II степени.

Вывод: использование информационных технологий: 
– повышает качество образования;
– повышает интерес ребенка к изучению предмета и активизирует творческий способности ученика;
– осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;
– разнообразит формы работы на уроке;
– расширяет объём учебной информации.
Таким образом, использование ИКТ положительно влияет на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.


Дата заполнения анкеты: 10.04.2014