Самый читающий класс
 
Чижова Надежда Николаевна,
учитель русского языка и литературы

Хорошая книга, мой спутник, мой друг!
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём,
И наш разговор потихоньку ведём.

Ты мне говоришь про дела смельчаков, 
Про злобных врагов и смешных чудаков.
Про тайны земли и движенья планет,
С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

Трудно себе представить жизнь без верного друга – хорошей книги. Не зря говорят: «Кто много читает, тот много знает». Книги рассказывают нам о многом: о прошлом и настоящем нашей Родины, о её героях, о труде. Только иногда становится горько от того, что не все понимают назначение этого друга- книги. Но больше всего поражаешься детям, которые не посещают библиотеку и не читают художественную литературу. Так много теряет каждый из них: познание, открытия, общение, творчество, фантазию - просто друзей. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос о посещении обучающимися библиотек, особенно школьных. Ведь именно в школе, не отходя от процесса обучения чтению, литературе, можно поближе познакомиться с новинками литературы, взять книгу для души, подготовить к уроку нужную и интересную информацию, даже просто окунуться в этот загадочный, таинственный тихий книжный мир.

Современные дети читают намного меньше, чем их сверстники предыдущих поколений. Немудренно, телевидение, интернет серьёзно конкурируют с книгами как средство познания мира и снижают потребность в печатном слове. Другой важной причиной спада интереса к чтению является то, что количество семей, в которых родители читают детям книжки, сократилось. Нынешние дети очень редко видят своих родителей читающими. Поэтому учителям и библиотекарям нужно приложить много усилий, чтобы дети полюбили чтение книг и возобновили почти ежедневное посещение школьных библиотек. 

Конечно, одна из главных задач школьной библиотеки - обеспечить учебный процесс. Но наиглавнейшей, самой важной миссией считаем приобщение к чтению, формирование читательского вкуса, воспитание читателя. Чтобы он, читатель, познавая электронный мир и погружаясь в него, любил и ценил книгу. Чтобы чтение для него стало удовольствием, самостоятельной ценностью, достойным занятием.

В нашей Боровской школе 110 обучающихся, каждый из них является читателем школьной библиотеки, в которой они получают не только учебники и учебные пособия, но и пользуются художественной, справочной, научно-популярной литературой. Почему все 110 обучающихся? Потому что ежегодно в Неделю детской книги мы посвящаем первоклассников в Читателей. Таким образом, каждый обучающийся до окончания школы становится посетителем школьной библиотеки. Конечно, не каждый ребенок и не каждый день посещает нашу библиотеку. Особенно активны обучающиеся начальных классов, которых интересует пока всё и все книги, обучающиеся среднего звена, которые ищут дополнительную информацию для докладов, рефератов, сообщений, а вот дети старшего звена заходят к нам гораздо реже, хотя процесс обучения у них требует использование художественной литературы в ответах. Конечно, роль интернета здесь велика, и чем старше ребенок, тем больше он погружается в эту паутину. Но все- таки книга в жизни незаменима, поэтому мы пытаемся своей работой в библиотеке привить интерес, любовь к книге и чтению.

В своей работе мне хочется рассказать о самых активных, самых любознательных читателях нашей школы- обучающихся 3 класса. В 3 классе 18 человек, это самый многочисленный класс в школе. Поэтому 2 года назад в Неделю детской книги в школьной библиотеке стало на 18 читателей больше. Наших третьеклашек я называю Почемучками. Как только раздается звонок с урока, эти ребятишки дружной гурьбой бегут в библиотеку, а там только и слышно: «Почему так называется книга? Почему так герой поступил? Почему энциклопедия мало иллюстрирована?» И таких Почему? слышишь всю перемену. А привила в детях любовь к книге и чтению их первая учительница - настоящий профессионал своего дела- Герца Ольга Александровна. Учитель с 27-летним педагогическим стажем, опытный педагог, сам является активным читателем не только школьной, но и сельской библиотек. По воспоминаниям Ольги Александровны, читать она научилась еще до детского садика, и ей это занятие казалось таким увлекательным, что любовь к книгам стоит наравне с любовью к собственным детям. Такое же увлечение Ольга Александровна пытается заложить в своих третьеклашках.
В первый класс к Ольге Александровне пришли дети не все читающие. К концу первой четверти некоторые читали по 6 – 19 слов в минуту. Ребята с трудом складывали слоги, путали буквы и звуки. Учителю пришлось проводить большую работу по привитию интереса к чтению. Проводили групповое чтение сказок, разучивали скороговорки, иллюстрировали прочитанное произведение, читали по ролям, ходили в библиотеку всем классом, завели читательские дневники, в которых имеется роспись не только родителя и классного руководителя, но и библиотекаря, проводили конкурсы чтецов, посвящали в читатели, вручали дипломы за успешное чтение. В начале каждого урока Ольга Александровна проводит « минутку чтения» с использованием дополнительной литературы из нашей школьной библиотеки, в которой есть специальные книжки- малышки для внеклассного чтения. Особенно их привлекло внеклассное чтение. Дети читали дома понравившийся текст, а потом приносили прочитанную книгу в класс, показывали её одноклассникам и рассказывали о том, что прочитали. Вся проводимая работа дала свои плоды. Дети умеют хорошо пересказывать текст и выразительно читать стихи. В се ученики 3 класса посещают школьную библиотеку, 16 из 18 посещают сельскую библиотеку.

 В данный момент наши третьеклашки являются самыми активными читателями школьной библиотеки. Особенно привлекает их внимание новые красочно иллюстрированные энциклопедии серии «От Тины Канделаки», «Почему? Зачем?» В ходе бесед с ребятами узнаю о том, что энциклопедии не только просматриваются, а именно читаются. Столько много нового и интересного юные читатели ведают мне, как приятно смотреть в их горящие глазки, когда они рассказывают версии о происхождении человека или о видах ящериц и питонов, что понимаешь: книга будет жить всегда! 

А еще мои юные читатели следят за новинками литературы, интересуются современными авторами и их произведениями, не забывая при этом и детскую классику, вполне квалифицированно рекомендуют друг другу понравившиеся книги. Интересно наблюдать за данным процессом: дети спорят о книгах, подводят к нужной полке, здесь же чуть ли не пересказывают содержание. Настоящие читатели!

Наши Почемучки не только пользуются услугами библиотеки, но и сами оказывают посильную помощь мне: в каникулярное время дети помогают реставрировать книги, помогают проводить анализ читательских формуляров, оформляют книжные выставки, составляют новые правила поведения в библиотеке и правила пользования книгами. Присутствие этих детей в библиотеке уже помогает им окунуться в мир книг и чтения.

Кроме активистов из 3 класса, самыми активными читателями можно назвать Чигвинцева Павла, Чигвинцева Данила, Таушканова Данила из 4 класса. Кстати, Чигвинцев Паша перечитал все книги нашей библиотеки, рассказывающие о животном мире. Он не только хороший читатель, но и настоящий художник-изображает все то, о чем прочитал. Среди наших второклашек самыми активными можно считать Галунчикову Екатерину, Чигвинцева Ивана, Кузьмину Екатерину.
В нашей библиотеке сложились уже свои традиции. Это проводимый ежегодно праздник для первоклассников «Посвящение в читатели» и подведение итогов работы библиотеки за год на линейке «Честь школы», где награждаем ребят, принявших активное участие в работе библиотеки, определяем победителей в номинациях «Самый активный читатель» и «Самый читающий класс». 

В деле приобщения ребенка к книге все взрослые должны быть единомышленниками - и родители, и педагоги, и библиотекари. Только совместная деятельность учителя начальных классов, родителей, школьного библиотекаря даст положительный результат, направленный на воспитание у обучающихся привычки к чтению и потребности посещения библиотеки.

Являясь неотъемлемой частью школы, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания и образования. Сегодня это- открытый мир, функционально ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребенка. Надо, чтобы в этом мире школьнику-читателю было комфортно. Жизнь постоянно заставляет нас думать над тем, как оформить интерьер, как создать комфортную обстановку, какие конкурсы провести... Находимся в поиске новых форм и методов развития наших читателей. Все это, надеемся — залог успеха в работе по приобщению детей к чтению.