ИКТ в управлении образовательным процессом
Березина Ольга Васильевна,
заместитель директора по УВР
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса (слайд 3)
Информатизация образования – процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления, который включает следующие направления:
- Создание и развитие информационно-образовательной сети школы, наполнение информационными ресурсами;
- Совершенствование содержания курса информатики;
- Повышение квалификации преподавателей и администрации в области ИКТ;
- Развитие линии дистанционного образования;
- Использование ИКТ и медиаобразования в учебном процессе по предметным урокам;
- Использование ИКТ в управлении образовательного процесса.
Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.
Информационные технологии неизбежно ведут к изменениям в организации учебного процесса. Наиболее важно определить их истинную роль и место, которое им должно быть отведено в организации учебного процесса.
(слайд 4)
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления.
Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса.
Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса.
(слайд 5)
Перечислим основные факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования:
- оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;
- снижение прямых и обратных потоков информации;
- оперативное получение и обработка отчетности;
- системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов;
(слайд 6)
- снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;
- унификация компьютерной техники, программной продукции;
- использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;
- реализация системы компьютерного сопровождения механизма оценки качества образования;
- активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.
- повышения эффективности управленческой деятельности.
(слайд7)
На 2011-212 учебный год школа имеет следующее обеспечение компьютерной техникой, оргтехникой:
- Всего ПК - 13
- Принтеры - 2
- Копировальные аппараты - 2
- Сканеры - 2
- Проекторы - 2
- Цифровой фотоаппарат - 1
- Телевизоры с видеотехникой - 1
- Электронные приложения к учебникам - по предметам
(слайд8)
В школе созданы условия для проведения уроков с ИКТ – поддержкой в соответствии с предметной областью (создание тестов и использование и онлайн-тестов, презентаций, Web-страниц, использование электронных учебников и ПО по подготовке с ЕГЭ, для поиска информации на страницах сайтов Интернет, возможность работы с электронной почтой, с файловыми архивами).
Дистанционное обучение, различные электронные издания, справочники, энциклопедии, онлайн-тесты необходимы для повышения квалификации педагогического коллектива.
(слайд 9)
Дистанционное обучение
1) В 2009 году 1 педагог прошел курсы "Проектирование содержания предметной области «Физика» в общеобразовательной школе"
2) В 2012 году 1 педагог прошел курсы "Учимся с WEB.2.0" и принял участие в дистанционном конкурсе "Фестиваль медиауроков-2010"
Всё это возможно благодаря безлимитному доступу к сети Интернет, подготовке педагогов к использованию ИКТ.
Опыт работы школы показывает действительную возможность применения информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности.
В настоящий момент все члены администрации школы, а также учителя-предметники владеют компьютером и имеют его в личном пользовании.
Налажена связь с Управлением образования , другими образовательными учреждениями и организациями через электронную почту, ИРОСТ г.Кургана, позволяющая экономить время и дающая оперативность при выполнении приказов, распоряжений, отправке отчетов и других документов. Даже регистрация на сайте ИРОСТ в депозитарии, проходим с помощью ИКТ.
(слайд 10)
Работа в таких программах как Microsoft Ecxel, Microsoft Word позволяет своевременно, быстро составить и отправить отчет по школе, педагогическую картотеку, банк данных для организаторов ЕГЭ и прочие документы.
Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ результатов стартовых, рубежных, промежуточных диагностик, наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования.
Интернет-ресурсы позволяют осуществлять доступ и получать консультации по вопросам планирования, организации и контроля в общеобразовательном учреждении, организации методической работы в школе.
Программа Microsoft Power Point, создания презентаций, позволяет наглядно, доступно представлять любую информацию, что используется при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний. Конечно, для применения в своей работе вышеперечисленных программных продуктов необходимо достаточное владение ими и в первую очередь административной команде школы, призванной первой подавать пример и вести за собой по пути познания и овладения новыми технологиями обучения школьника.
(слайд11)
Проведение педагогических советов, совещаний, заседаний методических совещаний сегодня невозможно без использования компьютерных технологий - это схемы, графики, сводные таблицы, диаграммы, презентации.
(слайд 12) В программе развития обозначен
Модуль IV.Создание современной школьной инфраструктуры, включая информатизацию образовательного и управленческого процессов.
Задачи:
- Ввести в ОУ поэтапный электронный документооборот и электронные дневники.
- Использовать новые формы информирования о потребностях и возможностях школы.
(слайд 13)
Инструментальный пакет для решения поставленных задач:
*информационные технологии, возможности сети Интернет.
(слайд 14)
Целевые индикаторы:
№
|
Целевой
индикатор
|
Значения
по годам
|
2011 (факт)
|
2012 (прог.)
|
2013 (прог.)
|
2014 (прог.)
|
2015 (прог.)
|
1
|
Доля
обучающихся, участвующих в школьной программе по переходу на электронные
дневники
|
11%
|
20%
|
50%
|
70%
|
100%
|
2
|
Количество
точек свободного доступа к сети Интернет.
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
3
|
Доля
обучающихся, которые имеют возможность свободного доступа к точкам с выходом
в сеть Интернет.
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
4.
|
Количество
классов, подключенных к локальной сети школы.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5.
|
Доля классов,
оснащённых мультимедийным проектором.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6.
|
Удельный
вес документов, оборот которых осуществляется в электронном виде.
|
70
|
75
|
80
|
85
|
90
|
7.
|
Доля компьютеров,
подлежащих замене
|
6/12
|
5/12
|
4/12
|
3/12
|
2/12
|
(слайд 15,16)
План действий
№
|
Содержание
деятельности/мероприятие
|
Сроки
|
Условия,
ресурсы
|
Исполнитель
|
1.
|
Переход
на электронный документооборот
|
регулярно
|
ПК, сеть
Интернет
|
Секретарь
школы, зам. по УВР, зам. по ВР.
|
2.
|
Публичный
доклад.
|
ежегодно
|
Сеть
Интернет, Школьная конференция
|
администрация
|
3.
|
Обновление
компьютерного оборудования
|
по
мере финансирования
|
|
УО
|
4.
|
Освоение
всеми участниками образовательного процесса способов работы со знаниями в
гипермедиа среде.
|
2011-2012
|
Кабинет
информ., Сеть Интернет, Опыт работы Мартюшевой С.Н
|
Зам.по
УВР
|
(Слайд 17) Спасибо за внимание!