Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1.    Адрес передового опыта:
Курганская область Катайский район с. Шутихинское ул. Мира, 11 
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шутихинская средняя общеобразовательная школа»

1.2. Сведения об авторе передового опыта:

Ф.И.О. Должность Образование Стаж Категория Награды, звания, ученые степени
Акулова Наталья Сергеевна учитель немецкого языка,
МКОУ «Шутихинская СОШ»
среднее специальное педагогическое 5    


1.3. Сведения об экспертах:

Ф.И.О. Должность Образование Стаж Категория Награды, звания, ученые степени
Мартюшева Ирина Витальевна Учитель иностранных языков, 
МКОУ«Катайская СОШ №1»
Высшее 33 первая  
Иохина Татьяна Александровна Учитель иностранных языков,
МБОУ «СОШ №2» г. Катайска
Высшее 16 первая  
Исакова Ирина Геннадьевна Директор,
МКОУ «ШутихинскаяСОШ»
Высшее 16    


Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы педагогического опыта: «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»

2.2. Объект передового опыта: учащиеся 2-7 классов МКОУ «Шутихинская СОШ»

2.3. Актуальность опыта: 
“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. 
Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания. 
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. 
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. В последние годы школа, общество и государство уделяют все большее внимание интересам личности (умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни: видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умению работать с информацией, умению коммуникации в широком социальном плане). Актуальность данной работы определяется рядом противоречий между потребностью общеобразовательной школы в повышении качества и эффективности образования и существующей системой обучения иностранному языку, между необходимостью развития мотивации учебной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках немецкого языка и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ для решения этой задачи; между растущими требованиями к мотивационной и коммуникативной составляющей образовательного процесса и невысоким уровнем ее реализации в большинстве современных программных средств ИКТ по немецкому языку.

2.4. Условия функционирования опыта:
 - Кабинет, оснащенный техническими средствами: компьютер, проектор, экран;
 - Наличиеметодическойи справочной литературы, медиатеки;
 - Учебно-наглядные пособия;
 - Страноведческий стенд;
- Изучение опыта работы педагогов.
 

Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта:
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения значительно обогатило арсенал методических средств и приемов учителя немецкого языка, в том числе позволило разнообразить формы работы на уроке и во внеурочное время, сделать занятия интересными и запоминающимися. Открылось множество возможностей в обучении, освоении знаний, организации учебного процесса. Как невозможна сегодняшняя жизнь без компьютера, так невозможна организация занятий (уроки, внеклассные мероприятия, факультативы) в школе без ИКТ. 
В арсенале учителя появились не только новые организационные формы, но и новый современный инструментарий: интерактивная доска, электронные учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы. Весь арсенал средств ИКТ нацелен на то, чтобы помочь учащемуся выстроить систему своего самообразования, помочь в поисковой, творческой, познавательной деятельности учащихся.
Именно использование современных технологий позволяет сделать мои уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам. Использование ИКТ на уроках позволяет мне в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации на моих уроках. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. 
На уроках немецкого языка применение компьютера не самоцель, по-моему мнению, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Яприменяю информационно-коммуникативные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.
В процессе работы я использую нестандартные методы обучения: 
•    ролевые игры, дискуссии, круглые столы, которые развивают языковую компетенцию учащихся и их соци¬ально активную позицию; 
•    творческие учебные задания на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письма;
•    тестовые задания, помогающие осуществлять контроль овладения умениями и навыками, тренажеры, проектную деятельность, тематические презентации, применяющиеся для развития самостоятельной поисковой деятельности учащихся, в приготовлении которых учащиеся пользуются таблицами, плакатами и другим иллюстративным материалом;
В своей работе я использую следующую схему планирования урока с использованием ИКТ, состоящую из 4 этапов:
1. Концептуальный этап. На этом этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т.д. Исходя из целей урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. В соответствии с аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые и т.д. 
2. Технологический этап. На основе вышеуказанного выбирается форма урока иностранного языка (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, обучающий урок и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса. На этом этапе я определяю необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный компьютер, программные средства). 
3. Операциональный этап. На этом этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся и т.д.) и их функциональные взаимосвязи. На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т.д. 
4. Педагогическая реализация. Основная цель данного этапа – перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств ИКТ требуется решение двух основных задач. Первая из них заключается в определении текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностью учащихся) – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этом этапе урока, связанным с использование средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. 

3.2.Результативность опыта. 
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на старших этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.
В моей практике после применения ИКТ на уроках немецкого языка заинтересованность в изучении предмета возросла, а также повысилась эффективность обучения. 
Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:
На протяжении 2-х лет наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества обучения учеников по немецкому языку: 2012-2013 гг. со 2 по 9 класс, 2013-2014 гг. со 2 по 7 класс.

  2012-2013 2013-2014
% успеваемости 100% 100%
Качество знаний 48% 49%
Средний балл 3,4 3,6

Результатом работы с использованием ИКТ можно считать то, что дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку, а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то отбор информации в сети Интернет, создание реферата или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование новых технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению немецкого языка.
На мой взгляд, использование ИКТ на уроках немецкого языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

 

Дата заполнения: 10.04.2014