Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок № 1. «Общие сведения»

1.1    Адрес передового опыта: Курганская область Катайский район с. Шутихинское ул. Мира,11,
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шутихинская средняя общеобразовательная школа»

1.2 Сведения об авторе передового опыта:

Ф.И.О. Должность Образование Стаж Категория Награды, звания, учёные степени
Ахмаджанова Лариса Айратовна учитель географии,
МКОУ «Шутихинская СОШ»
среднее специальное 27 вторая -

1.3. Сведения об экспертах:

Ф.И.О. Должность Образование Стаж Категория Награды, звания, учёные степени
Бородай Елена Иосифовна учитель географии, МКОУ «Боровская СОШ» высшее педагогическое 24 высшая Почетный работник общего образования
Попова Мария Валерьевна учитель географии, МКОУ «Шутихинская СОШ» высшее педагогическое 10 первая  
Сартакова Елена Ивановна заместитель директора по УВР, МКОУ «Шутихинская СОШ» высшее педагогическое 29 первая  


Блок № 2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта: «Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения».

2.2. Объект передового опыта: учащиеся 6-10 классов МКОУ «Шутихинская СОШ».

2.3. Актуальность проблемы опыта: созданные психолого-педагогические методические условия, активизируют творческий потенциал учащихся, который способствует повышению качества географического образования. Особая роль в решении этого вопроса принадлежит географии. Данный предмет является одним из основных естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе.

2.4. Условия функционирования опыта: наличие оборудования, программного обеспечения, методической литературы, имеется дидактический и раздаточный материал (презентации, тесты, видеофильмы). А так же использование следующих принципов обучения: индивидуализации обучения, интеграции и дифференциации, систематичности, доступности, осознанности, личностно-ориентированного подхода.


Блок № 3. «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: проектно-исследовательская деятельность и использование проблемных заданий способствует формированию ключевых компетенций
Ценностно-смысловые компетенции направлены на формирование следующих умений:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения.

3.2. Результативность опыта. Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий.
Структура уроков, выстроенных в рамках этих технологий такова, что последовательно, через ряд этапов ребенок получает возможность осознать то, что он делает, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих истинность сделанных выводов, разумность выбранного плана работы, правильность отбора средств исследования. 
В школе проводится систематическая целенаправленная работа, способствующая подрастающей личности овладеть географическими знаниями. Она позволяет достичь определенных результатов, способствует более полному усвоению программного материала, изучению дополнительных источников информации, помогает учащимся справиться с заданиями олимпиад. 
На основании изложенного, можно отметить, что целенаправленная деятельность по развитию у учащихся языковой, лингвистической, речевой, социокультурной компетенций дает возможность комплексно реализовать общеобразовательные, развивающие, воспитательные задачи, способствует накоплению у школьников «знаний о мире, постепенно культуры мира и науки, социализации личности, ее адаптации к жизни в современном обществе».

Результаты учебных достижений учащихся по географии.

Учебный год % успеваемости % качества Средний балл
2010-2011 100 67 3,5
2011-2012 100 75 3,75
2012-2013 100 78 3,8

 


Дата заполнения: 07.04.2014.