Консультация для родителей
Пора ли в школу?
Как только ребенку исполняется 6 лет, большинство современных родителей начинают мучиться вопросом: отдавать ли малыша в школу уже в этом году или дать побыть "маленьким" еще год, продлить детство или ускорить его развитие? На что ориентироваться при поиске решения этой проблемы?
Некоторые ориентируются на свой собственный опыт ("Я пошел в школу с 7 лет и все успел" или "Я училась с 6 лет, да еще и лучше, чем 7-летние одноклассники), но при этом забывают о том, как много изменилось в системе образования за эти годы. Другие родители, напротив, учитывая тот факт, что начальная школа стала 4-летней, считают, что нужно отдавать ребенка в 1 класс, даже если ему нет и 6 лет - успеет "раскачаться" и подтянуться за эти годы! Бывает, что решение о начале школьного обучения принимается и по тщеславным соображениям («У соседа сын младше и то в школу идет, а наш чем хуже?").
Часто практические психологи сталкиваются позже с такими родителями и их детьми, когда возникающие у первоклассника проблемы вызваны не тем, что плохо в нем самом или в школе, а тем, что ребенок оказался не готов к обучению.
Сразу оговорюсь, что умение читать, считать и писать, которые ваш малыш приобрел дома или в детском саду, еще не являются показателями того, что он готов и к школьному обучению. Не забывайте, что до школы ребенка, конечно, тоже обучают, но это совершенно другие методы (более игровые), другая нагрузка во временном плане (это не 5 уроков по 40 минут!), другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если заметно, что он устал), другая форма организации учебы (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность посидеть на полу, поваляться и т.п.).
Как же тогда принимать решение о начале обучения? Как не ошибиться в таком ответственном шаге, который заложит основу успешности вашего ребенка в течение ближайших 11 лет?
Безусловно, самым точным и правильным будет осуществлять индивидуальный подход к вашему сыну (дочери) и ситуации их развития.
Во-первых, не забывайте, что помимо биологического (паспортного) возраста есть; психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него как в меньшую, так и в большую сторону.
Во-вторых, чтобы дать абсолютно верный ответ, готов ли ребенок к школе, необходимо знать о специфике школы, в которую вы его хотели бы отдать. Вполне возможно, что ребенок совершенно готов к учебе в общеобразовательной школе.
Таким образом, идеальным вариантом для определения готовности к школе является индивидуальная диагностика ребенка психологом.
Однако в любом случае родителям будет полезно знать, развитие каких способностей подразумевает под собой "школьная зрелость", что ожидается от будущего первоклассника.
В понятии «школьная зрелость» (или готовность к школе) традиционно выделяют четыре аспекта: интеллектуальный, эмоциональный, социальный и мотивационный. Рассмотрим каждый из них.
Интеллектуальная зрелость предполагает определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребенка. Для их диагностики существуют целые комплексы психологических методик, но их применение требует определенных знаний и навыков.
Эмоциональная зрелость ребенка предполагает, что у него уже формируется такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (т.е. "надо" уже может перевесить "хочу").
Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями. Не менее всего вышесказанного важна и социальная зрелость ребенка. Это неоднозначное понятие. Оно включает в себя одновременно несколько показателей личностной готовности к школе:
1. умение и желание общаться со сверстниками. Мы можем говорить о наличии этого свойства, если ребенок стремится к общению с другими детьми, умеет подчинять свое поведение законам детской группы и правилам игры, имеет опыт приемлемого (без насильственных действий) решения конфликтов и т.д.
2. умение строить адекватные отношения с взрослыми с учетом ситуации общения. Нормально развивающийся ребенок должен понимать, что с взрослыми в школе (и других общественных учреждениях) нужно вести себя не так, как с родителями, бабушкой, дядей или другом отца. Первоклассник должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогами (обращаться на "Вы", не стремиться к излишнему тактильному контакту, использовать лексику, допустимую для общения с взрослыми и т.п.). Девочки и мальчики 6 лет должны понимать условность ситуации обучения, где есть роли ученика и учителя, и даже если учитель шутит или играет с детьми, то им все равно не следует выходить за рамки своей роли ученика.
Мотивационная готовность к школьному обучению - иными словами у ребенка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят ходить в школу, например, не потому, что там учится старший брат или сестра . Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребенок достиг личностной зрелости (и действительно необходимых для учебы мотивов) только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получать новые знания, умения и навыки, реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе - желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.
Кроме всех рассмотренных свойств нужно учитывать также здоровье ребенка. Если у него выявлены какие-либо хронические заболевания или он относится к часто болеющим детям (с ослабленным иммунитетом), то стоит еще раз задуматься о своевременности решения пойти в школу. В этих случаях желательно посоветоваться с врачом, так как нельзя забывать о том, что адаптация к школе даже хорошо подготовленного к ней первоклассника - это процесс, вызывающий напряжение практически всех систем организма, что приводит к частым заболеваниям в начале учебного года среди детей.
Если, читая вышеизложенное, вас все время посещали мысли типа "Ну конечно, это моя дочь/сын давно умеет и с этим вполне справляется", скорее всего вас можно поздравить с новым этапом в жизни вашей семьи - идите "первый раз в первый класс". Надеюсь, что данная информация окажется вам полезной, помогая сориентироваться в основных направлениях развития вашего ребенка. Удачи Вам и вашим детям.