Модульная анкета обобщения передового опыта

Блок №1 «Общие сведения»

1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Катайск

1.2. Сведения об авторе передового опыта

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Шмакова Наталья Юрьевна

Учитель начальных классов

Среднее-специальное КПУ

10 лет

Первая


1.3.Сведения об экспертах

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени

Галунчикова Галина Фёдоровна

МУ «Управление образования Катайского района», методист по начальному общему образованию

высшее

26

высшая

Почётная грамота Министерства образования

Лесникова Светлана Степановна

МОУ «Катайская средняя общеобразовательная школа №1»

высшее

24

высшая

Почётный работник общего образования Российской Федерации

Шаркова Наталья Вениаминовна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

высшее

27

высшая

Почётная грамота Министерства образования



Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.»

2.2. Объект передового опыта: Процесс применения и использования ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ технологий в МОУ СОШ № 2

2.3. Актуальность темы: Внедрение здоровьесберегающих технологий одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки. Эти технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов,содержание образовательных программ,условия проведения учебного процесса и т.д. -имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Убеждена, что в системе по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни детей необходимо придерживаться основополагающего принципа здоровьесберегающих технологий - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов образовательного процесса.

2.4. Условия функционирования опыта: имеется кабинет для работы педагога соответствующий санитарно-гигиеническим нормам, имеется в наличии методическая литература, дидактические пособия, нормативно-правовая документация педагога.


Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта: разработаны программы по всем учебным предметам с учётом сохранения здоровья обучающихся, которые составлены на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерных программ начального общего образования по всем предметам. Также разработана программа по учебному курсу «Я и моё здоровье». Рабочая программа учебного курса разработана на основе программы Обуховой Л.А « Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья».
Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведе¬ния, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психи¬ческого саморазвития; стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Практическое значение работы: развивать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Теоретическое значение работы: Здоровьесберегающая технология – это
 - условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
 - рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
 - соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. И для того, чтобы снизить этот риск, необходимо в учебный процесс включать здоровьесберегающие технологии.
Вот именно поэтому я и использую в своей работе здоровьесберегающие технологии.
Я раскрываю следующие основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:
 - Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
 - Игровые оздоровительные технологии.
 - Веселые физминутки на уроках в начальной школе.
 - Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
 - Формирование навыков здорового образа жизни.
 - Ведение учебного курса «Я и моё здоровье».
При составлении уроков я использую следующие здоровьесберегающие действия:

Здоровьесберегающие действия:

Рекомендации по соблюдению технологического цикла

Оптимальная плотность урока:

-     количество видов учебной деятельности

-     их смена

-     длительность и чередование

-     отвлечения от учебной работы 

Чередование видов учебной деятельности:

-     чтение,

-     письмо,

-     слушание,

-     рассказ,

-     рассматривание пособий,

-     ответ на вопрос,

-     решение примеров.

-     считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.

-     смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

-     физкультминутки, динамические паузы

-     минутки релаксации

-     дыхательная гимнастика

-     гимнастика для глаз

-     массаж активных точек

Цель оздоровительных моментов:

-     отдых центральной нервной системы

-     профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. 

-     комплексы упражнений должны меняться.

-     проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого с целью

Наличие эмоциональных разрядок:

-     поговорка,

-     высказывание,

-     веселое четверостишие,

-     юмористическая или поучительная картинка

-     необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

Положительные эмоции:

-     Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

-     Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных

Цель эмоциональных разрядок: снятие умственного напряжения, утомления.

В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

Правильная поза ученика во время занятий за столом:

-     длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.

-     высота ножек стула должна равняться длине голени.

-     голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.

-     между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка.

-     расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

-     тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

Правильная рабочая поза при письме:

-     при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

-     позвоночник опирается на спинку стула.

-     предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.

-     надплечья находятся на одном уровне

-     рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке

-     ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом.

-     непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления.

-     педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.


На каждом уроке провожу физминутки. Для этого стараюсь использовать разные виды:
Оздоровительно-гигиенические
Их можн
о выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками.
Двигательно–речевые
Этот вид физминуток наиболее популярен на уроках. Дети коллективно читают небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
Подражательные
Эти физминутки основываются полностью на фантазии учителя. Читая с детьми азбуку, или рассматривая картинки с машинами, паровозиками, бабочек, или например, любые буквы.
Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Танцевально-ритмические
Эти физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Согласно проведенному исследованию, 43% современных школьников имеют отклонения в состоянии зрительного аппарата.
Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза.
Электронные физминутки
При проведении уроков «Я и моё здоровье» применяю нетрадиционную форму работы.
Часть уроков разработана в форме праздников, КВН, театрализованных постановок.
Содержание занятий наполнятю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

3.2. Результативность опыта:
Повышение уровня качества образования, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путём применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Снизилось количество пропусков обучающихся по болезни. Обучающиеся знают правила ЗОЖ и стараются их соблюдать, с большим желанием посещают уроки физкультуры и спортивные секции.
Среди обучающихся было проведено анкетирование с целью узнать интересно ли им посещать учебный курс « Я и моё здоровье».
Анализ показал, что обучающимся интересны эти уроки (78%), если бы они были учителями, то чаще бы проводили подобные уроки (52%), на вопрос «Как ты относишься к данному предмету?» ученики ответили, что им предмет нравится (67%).  



Дата заполнения анкеты: 14.01.2012