Блок №1 «Общие сведения»
1.1. Адрес передового опыта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Катайск
1.2. Сведения об авторе передового опыта
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж |
Категория |
Шмакова Наталья Юрьевна |
Учитель начальных классов |
Среднее-специальное КПУ |
10 лет |
Первая |
1.3.Сведения об экспертах
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж |
Категория |
Награды, звания, ученые степени |
Галунчикова Галина Фёдоровна |
МУ «Управление образования Катайского района», методист по начальному общему образованию |
высшее |
26 |
высшая |
Почётная грамота Министерства образования |
Лесникова Светлана Степановна |
МОУ «Катайская средняя общеобразовательная школа №1» |
высшее |
24 |
высшая |
Почётный работник общего образования Российской Федерации |
Шаркова Наталья Вениаминовна |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» |
высшее |
27 |
высшая |
Почётная грамота Министерства образования |
Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Наименование темы опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.»
2.2. Объект передового опыта: Процесс применения и использования ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ технологий в МОУ СОШ № 2
2.3. Актуальность темы: Внедрение здоровьесберегающих технологий одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки. Эти технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов,содержание образовательных программ,условия проведения учебного процесса и т.д. -имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Убеждена, что в системе по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни детей необходимо придерживаться основополагающего принципа здоровьесберегающих технологий - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов образовательного процесса.
2.4. Условия функционирования опыта: имеется кабинет для работы педагога соответствующий санитарно-гигиеническим нормам, имеется в наличии методическая литература, дидактические пособия, нормативно-правовая документация педагога.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта: разработаны программы по всем учебным предметам с учётом сохранения здоровья обучающихся, которые составлены на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерных программ начального общего образования по всем предметам. Также разработана программа по учебному курсу «Я и моё здоровье». Рабочая программа учебного курса разработана на основе программы Обуховой Л.А « Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья».
Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведе¬ния, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психи¬ческого саморазвития; стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Практическое значение работы: развивать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Теоретическое значение работы: Здоровьесберегающая технология – это
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. И для того, чтобы снизить этот риск, необходимо в учебный процесс включать здоровьесберегающие технологии.
Вот именно поэтому я и использую в своей работе здоровьесберегающие технологии.
Я раскрываю следующие основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:
- Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
- Игровые оздоровительные технологии.
- Веселые физминутки на уроках в начальной школе.
- Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
- Формирование навыков здорового образа жизни.
- Ведение учебного курса «Я и моё здоровье».
При составлении уроков я использую следующие здоровьесберегающие действия:
Здоровьесберегающие
действия: |
Рекомендации по
соблюдению технологического цикла |
|
Оптимальная
плотность урока: -
количество видов учебной деятельности -
их смена -
длительность и чередование -
отвлечения от учебной работы |
Чередование видов учебной деятельности: -
чтение, -
письмо, -
слушание, -
рассказ, -
рассматривание пособий, -
ответ на вопрос, -
решение примеров. |
-
считается гигиенически рациональным
использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным. -
смена различных видов должна проводиться через
каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка
уже появляются признаки утомления). |
Оздоровительные моменты на уроке: -
физкультминутки, динамические паузы -
минутки релаксации -
дыхательная гимнастика -
гимнастика для глаз -
массаж активных точек Цель оздоровительных моментов: -
отдых центральной нервной системы -
профилактика утомления, нарушения осанки,
зрения. |
-
комплексы упражнений должны меняться. -
проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в
период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4
повторениями каждого с целью |
|
Наличие эмоциональных разрядок: -
поговорка, -
высказывание, -
веселое четверостишие, -
юмористическая или поучительная картинка -
необходимы для снятия умственного напряжения,
утомления. Положительные эмоции: -
Создание у детей положительной эмоциональной
настроенности является обязательным условием правильно организованного
учебного процесса. -
Положительные эмоции способны полностью
снимать последствия отрицательных Цель эмоциональных разрядок: снятие
умственного напряжения, утомления. |
В течение урока рационально использовать 2-3
разрядки. |
|
Правильная поза ученика во время занятий за столом: -
длина сиденья стула должна соответствовать
длине бедер ребенка. -
высота ножек стула должна равняться длине
голени. -
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы
при сидении образуют прямой угол. -
между краем стола и грудной клеткой сидящего
ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка. -
расстояние от глаз до стола (тетради, книги)
соответствует 30- -
тетрадь при письме должна лежать на столе под
углом 30 градусов. Правильная рабочая поза при письме: -
при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой
на обе ягодицы. -
позвоночник опирается на спинку стула. -
предплечья лежат на поверхности стола
симметрично и свободно. -
надплечья находятся на одном уровне |
-
рабочая поза должна соответствовать виду
учебной деятельности на уроке -
ее соблюдение и чередование во время занятий
контролируется педагогом. -
непродолжительные отклонения от указанных поз
нужны для отдыха, расслабления. -
педагогам следует корректировать нарушения в
рабочей позе учащихся. |
Их можно выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками.
Двигательно–речевые
Этот вид физминуток наиболее популярен на уроках. Дети коллективно читают небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
Подражательные
Эти физминутки основываются полностью на фантазии учителя. Читая с детьми азбуку, или рассматривая картинки с машинами, паровозиками, бабочек, или например, любые буквы.
Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Танцевально-ритмические
Эти физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Согласно проведенному исследованию, 43% современных школьников имеют отклонения в состоянии зрительного аппарата.
Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза.
Электронные физминутки
При проведении уроков «Я и моё здоровье» применяю нетрадиционную форму работы.
Часть уроков разработана в форме праздников, КВН, театрализованных постановок.
Содержание занятий наполнятю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
3.2. Результативность опыта:
Повышение уровня качества образования, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путём применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Снизилось количество пропусков обучающихся по болезни. Обучающиеся знают правила ЗОЖ и стараются их соблюдать, с большим желанием посещают уроки физкультуры и спортивные секции.
Среди обучающихся было проведено анкетирование с целью узнать интересно ли им посещать учебный курс « Я и моё здоровье».
Анализ показал, что обучающимся интересны эти уроки (78%), если бы они были учителями, то чаще бы проводили подобные уроки (52%), на вопрос «Как ты относишься к данному предмету?» ученики ответили, что им предмет нравится (67%).
Дата заполнения анкеты: 14.01.2012